Театры Красноярска | Свой театр

Все спектакли | Репертуар детской сцены | Заказ билетов | Наше спасибо | Гостевая книга | E-mail




Разборки между небом и землей

     Небольшая сцена Дома актера в последнее время приобретает значение одного из центров притяжения зрительского интереса, соперничая подчас с уже зарекомендовавшими себя другими сценическими площадками для "избранной" публики.

     Пьеса "Свободная пара" малоизвестного в России итальянца, лауреата Нобелевской премии Дарио Фо, быть может, и не заинтересовала бы красноярцев. Но дело в том, что донести до зрителя трагикомический смысл "Свободной пары" взялась другая пара: "звездный" дуэт супругов Людмилы и Эдуарда Михненковых, заслуженных артистов России. Так случилось, что к работе над спектаклем приложили руку люди, также имеющие большой авторитет в театральном деле: хореограф Валерий Терешкин, музыкальный оформитель Владимир Пушкарев, художник Елена Турчанинова и режиссер-постановщик Алексей Крикливый.

     Жанр своей пьесы драматург определил как "публичный скандал в одном действии". Сейчас, когда все наше экономическое и политическое бытие есть сплошной и непрекращающийся публичный скандал, привлечь внимание публики способен, пожалуй, только скандал, разразившийся в отдельно взятом почтенном семействе.

     Среднестатистический человек мнит себя членом именно почтенного семейства и считает, что ЭТО к нему не может иметь никакого отношения. Пьеса разрушает наивные иллюзии простодушных. Многие реплики, написанные автором для своих героев, обращены непосредственно к присутствующим. Текст насквозь пронизан знаками современности. Реквизит также абсолютно современен: мобильный телефон, электрофен, модифицированный костыль, стильная обувь. А по сути все старо как мир: муж и жена, любовь и ревность, жизнь - игра, а смерть - прибежище всех страстей.

     Лаконично, но многозначительно постановочное решение спектакля. Придумка с монолитом длиннющего стола, на котором сосредоточены главные мизансцены, делает честь режиссеру. Узкая площадка площадка-столешница сродни просцениуму. Герои в эйфории семейных разборок освоили пространство "между небом и землей". Выражаясь по-театральному: ни в зале, ни на сцене. Короче - сплошной жизненный просцениум.

     Спектакль открывается как откровенная комедия-фарс, но в течение полутора часов постепенно переходит в трагедию. Бесконечная игра героев в самоубийство и убийство, которая длится годами, притупляет у них чувство меры и чувство реальности. Странную и жутковатую форму обрела их любовь: они мучают и терзают друг друга беспрерывно, проявляя при этом изощренную изобретательность в поисках "болевых точек".

     Актерский ансамбль Михненковых прямо-таки "купается" в необычном и ярком материале пьесы Фо. Все подается ими "крупным планом", и малейшая фальшь была бы при таких обстоятельствах гибельной. Особенно хороша Людмила Михненкова - первая скрипка спектакля. Она играет драму отчаянно любящей увядающей женщины, которая долго думала как отомстить, и отомстила, наконец, своему единственному мужчине тем, что, взяв пальму первенства в поединке жестоких шуток, довела мужа до подлинного самоубийства. И не окликнула, не позвала, не вернула, когда он шагнул во тьму...

     Пронзительно одиночество ее героини Антонии в финале, с застывшей на лице гримасой ужаса и страдания, еще не до конца осознавшей, кого она в сущности наказала.

     О, эти игры, в которые играют люди. О, эти люди, которые играют в игры.

Александра Романова
"Московский комсомолец" в Красноярске
17-24.02.2000




Назад

Наверх