Театры Красноярска | Свой театр

Все спектакли | Репертуар детской сцены | Заказ билетов | Наше спасибо | Гостевая книга | E-mail




Все это было бы смешно...

     Оно и впрямь смешно: шарж, гротеск, абсурд и здравый смысл соединились в спектакле "Свободная пара", и он высветил грустную нелепость еще одной человеческой комедии. Подзаголовок "Публичный скандал в одном действии" дан автором Дарио Фо (новое имя для нашего зрителя, хотя автор и является Нобелевским лауреатом). Режиссер - Алексей Крикливый, исполнители - заслуженные артисты России Людмила и Эдуард Михненковы. Они держат, ведут и расцвечивают действие феерическим каскадом эксцентрики, обращают его в насмешку, в недоумение перед нелепостью, в игру и бунт.

     Текст с его остротой современных сентенций о любви, браке, сексе то окрашен нотой наивности, то принят на веру, то разбит вдребезги интонацией живого чувства и боли. Она очень смешна, эта "свободная пара", и она же по-человечески трогательна, когда запутывается и вязнет в лихой казуистике измен.

     Тут все есть: комическое доктринерство, клоунада, смещение театральной и бытовой игры. Актер играет роль и одновременно присутствует в спектакле в чисто актерской функции. Они существуют одновременно, не давая забыть об условности действия, несущегося на одном дыхании.

     Однако сценическое время спектакля охватывает значительный отрезок жизни. Герои преображаются, проживают разные состояния, в какой-то момент "меняются ролями", и теперь уже не Антония, жена, а ее муж должен пережить и ревность, и отчаяние.

     Все это происходит в прямом смысле на глазах зрителя на совершенно открытой площадке красноярского Дома Актера, где у артистов нет иных средств, кроме собственной игры. Она виртуозно соединяет в себе непосредственность и театральный прием. Сколь выразительны в игре Людмилы Михненковой внешние детали облика: парик, смена туфель или шарфа - границы разных состояний. Они приобретают знаковый смысл, поскольку "обжиты" изнутри, воплощены в новую реальность.

     В Эдуарде меньше эксцентрики, но его партия уводит вглубь ситуации, где за водевильной нелепостью открывается человеческая драма. Ох уж эта боязнь прослыть несовременным, отстать от моды, тем более такой заманчиво удобной! Мораль не декларируется, да и не о морали речь. Речь о химерах, исподволь разрушающих подлинное в человеке и его жизни.

     Спектакль поставлен в Доме Актера. Маленький зал, максимальная приближенность к зрителю, никаких сценических эффектов. Театр в его изначальной идее: один человек на глазах другого человека изображает жизнь третьего человека. И возникает то необходимое единение усилий и смыслов, ради которых мы ходим в театр. Все важно, все живет в нем, и все-таки после такого спектакля невольно отдаешь пальму первенства артисту, совершенной режиссерской работе. Михненковы не впервые являют свой талант во всем артистическом блеске. Их дуэт гармоничен, исполнен тонких нюансов. Это одна из достойных премьер нового сезона.

Валерия Размахнина
Красноярский рабочий
23.11.99




Назад

Наверх