Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес Кадриль


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Смерть - это дорога к себе

  2 декабря в театре имени Пушкина на СУД зрителей была представлена новая постановка: "Тот, кто получает пощечины" по одноименной пьесе Леонида Андреева. Режиссером-постановщиком спектакля выступил москвич Алексей Гирба. Премьерные спектакли стали бенефисом одного из старейших актеров театра заслуженного артиста Дагестана Валерия Милошенко.

  В конце жизни Леонид Андреев в дневнике писал: "Некоторые читатели любят меня - если не знают. Кто они? Либо больные, либо самоубийцы, либо близкие к смерти, либо помешанные. Люди. в которых перемешались гениальное и бездарность, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, такая же помесь, как и я". Наверное, такой же "помесью" являются его сочинения, которые как нельзя точно отражают и предугадывают настроения и чаянья рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Пьеса "Тот, кто получает пощечины" написана в 1914 году, за пять лет до смерти писателя.

  Надо сказать, в отличие от ранних произведений творчество Леонида Андреева начала 1910-х годов приобретает новое качество: синтезируется реальное и условное, традиционалистское и новаторское. Наступает новый этап и в драматургии Андреева. В своих "Письмах о театре" он пишет о несущественности для драмы внешнего действия, предлагая отдать его кинематографу. На сцене для Леонида Андреева важно внутреннее, душевное и интеллектуальное движение: "Жизнь стала психологичнее, в ряд с первичными страстями и "вечными" героями драмы - любовью и голодом - встал новый герой - интеллект. Не голод, не любовь, не честолюбие: мысль человеческая в ее страданиях, радостях и борьбе - вот кто истинный герой современной жизни, а стало быть, вот кому первенство в драме".

  Но Андреев не приемлет крайностей. Он отвергает и традиционную реалистическую драму, и радикальный символизм на сцене. Драматург пытается создать свой театр - "театр правды", где стремится выразить психику своего современника. Именно к "театру правды" относится и пьеса Тот, кто получает пощечины". Наверное, именно психологизм до сих пор заставляет обращаться многие театры мира к пьесам Андреева.

  Воплощением интеллектуального героя стал странный клоун Тот (Сергей Селеменев), выбравший себе самое "обидное" амплуа: тот, кто получает пощечины. Ирреальность и мистичность главного героя прослеживается в его биографии, точнее, в отсутствии ее: никто не знает ни его настоящего имени, ни прошлого. Он приходит из ниоткуда, чтобы уйти в никуда и увести с собой любимицу публики и коллег-циркачей наездницу Консуэллу (Анастасия Черных). У Тота есть целая философская концепция: каждый человек - Бог, в силах которого предотвратить смерть - духовную и физическую - ближнего. Он сам - самый добрый и прекрасный Бог, поэтому имеет право отравить любимую девушку, чтобы увести ее из-под венца (Консуэлла должна выйти за старого, похотливого, но очень богатого баро-на (Владислав Жуковский). Ведь Консуэлла, выйдя замуж не любя, утратит свою чистую душу. Если же душа умерла, жизнь тела "не имеет никакого значения.

  Все переплелось в этом маленьком мире. Словно по канату герои ходят на грани реальности и условности, светлого и демонического, жизни и смерти. Так, пламенная ревность и страсть к красавцу-жокею заставляет стареющую приму, укротительницу хищников Зиниду (Елена Привалихина). рисковать собой во время представления. А наездник Безано готов сломать себе шею, совершая невероятные трюки ради юной Консуэллы. Надо сказать, что тема смерти лейтмотивом проходит через все творчество писателя. На раннем этапе Леонид Андреев мечтал стать "апостолом самоуничтожения". Он не смотрел на смерть, как на что-то ужасное, скорей всего, для него она означала освобождение от бессмысленной человеческой жизни. которая есть самообман, "нечто чудовищное, понять которое - значит убить себя".

  Очень интересным, острохарактерным получился дуэт клоунов Тили и Поли (Коновалов и Коняева). Они словно зеркало окружающего мира - без прикрас в их шутках отражаются все герои. Не одобряет то, что происходит в цирке, и старый клоун Джексон (Валерий Милошенко).

  Его не оставляет предчувствие беды - и она приходит...

   В своем творчестве Андреев никогда не стремился к однозначности, не пытался придать своим произведениям и героям окончательно оформленные черты. Несмотря на "нецельность", мистичность сочинений Леонида Андреева, спектакль пушкинского театра получился "цельным" в том смысле, что московскому режиссеру Алексею Гирбе и актерам удалось органично воссоздать на сцене атмосферу цирка, четко расставить смысловые акценты и приоритеты, воплотить утонченную нервную ткань пьесы и почти экспрессионистическую манеру сочинений русского писателя. "Цельность" постановки заключается и в том, что постановщик остался верен позиции Андреева и вслед за ним не стал давать однозначных ответов на многочисленные вопросы. Все течет и изменяется, нет никаких точек над "I". Поэтому даже после смерти главных героев (Тота и Консуэллы) жизнь и представление не останавливаются. Спектакль заканчивается на мажорной ноте - цирк папаши Брике возвращается к будням. а будни цирка, как известно, - это яркий, веселый карнавал.

Марина Яблонская
"Городские новости", 7 декабря 2001

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет