Алиса в Стране Чудес Через год, в тот же день Через год, в тот же день


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Такова селяви

    Сочинения французского драматурга Жана Ануя прославились своей парадоксальностью. Его комедия "Орнифль, или Сквозной ветерок", поставленная на сцене нашего театра московским режиссером Алексеем Литвиным, представляет собой соединение яда и противоядия в одном сосуде. Она может действовать как горячительный любовный напиток и как сильное отрезвляющее средство.

    Впрочем, такая парадоксальность вполне естественна, ведь речь в комедии идет о любви. И это не просто очередная мелодрама, а разыгранное с легкостью представление популярной любовной философии. Философии современного Дон Жуана. По-этому необходимый накал чувственности сочетается здесь с циничным ее разоблачением. Очень рекомендуется к просмотру молодым девицам.

    Эта комедия относится к позднему творчеству Жана Ануя. Он умер в конце 80-х, будучи умудренным стариком, и его последние сочинения отражают эту обретенную с годами просветленность. Он уже далек от того, чтобы выводить морали или всерьез предаваться страстям. Все, что ему хочется - поделиться своим главным открытием: жизнь надо принимать такой, какая она есть. Свои идеальные представления о ней человек может засунуть куда подальше - ничего, кроме шишек на голове и душевных ран, они не принесут. Если вы захотите вступить с жизнью в борьбу за свои идеалы, можете не сомневаться - она отделает вас, как отбивную котлету. Так что следует, как говорится, смиренно плыть в потоке непредсказуемого бытия. Не пытаясь повернуть течение вспять, а наслаждаясь легкостью движений.

    Именно этим занимается главный герой комедии Орнифль, превосходно сыгранный народным артистом России Алексеем Исаченко. Это дебют актера на красноярской сцене, которую можно поздравить с удачным обретением.

    Орнифль - стареющий поэт, который на заказ сочиняет куплеты для парижского кабаре и псалмы для местной церкви. Когда-то он писал вдохновенные поэмы, но однажды понял, что не гений. Очень глупо было бы стреляться по этому поводу, ведь жить так приятно, даже если ты плут, торгующий ветром. Орнифль убежден, что вечно чтить будут не реформаторов, не пророков, а нескольких легкомысленных шутников, помогающих людям превратить свою жизнь в легкий танец. Не надо ломать голову размышлениями - они мешают ощущению счастья.

    .Остальные герои спектакля рядом с очаровательным ловеласом выглядят жалкими неврастениками. Они живут в плену своих ложных убеждений и потому подвержены приступам сожалений и раскаяний. Самый яркий пример - секретарша Орнифля (Елена Качкалова), старая дева, с полным набором соответствующих этому диагнозу симптомов. Она десять лет хранит влюбленность в своего шефа, но при этом хранит и собственную непорочность, которую сама со временем начинает воспринимать как уродство, но бедняжка уже не силах ничего поделать - осознание своей ограниченности приходит слишком поздно.

    Более драматичная фигура - жена Орнифля (Галина Саламатова), которая опять же десять лет хранит верность своему ветреному супругу. Она сообщает, что давно живет с высохшей от холода и голода душой, а по вечерам у нее болят щеки от улыбки, которую она приговорила себя носить целыми днями. Вот пример, как надо портить себе жизнь. На ее фоне гораздо более выигрышно смотрится служанка, давнишняя любовница Орнифля, пережившая свою любовную драму, как приступ ревматизма. Теперь она охотно трет спинку своему хозяину во время купания и сама купается при этом в лучах его удовольствия. С душой у нее, по крайней мере, все в порядке. Надо сказать, что исполнительница этой роли, заслуженная артистка России Светлана Ильина, она же жена Алексея Исаченко, буквально спасла нынешнюю премьеру, заменив на сцене внезапно заболевшую актрису, которой эта роль предназначалась

    Единственным острым поворотом в сюжете, да и то предсказуемым, становится появление внебрачного сына Орнифля с револьвером в руках. Это первая роль молодого актера Александра Борисова. Он решил убить отца, которого в глаза не видел, опять-таки ровно десять лет назад - когда узнал, откуда появляются дети. Все доставшееся от покойной матушки наследство спустил сыскному агентству, собравшему полное досье на его непутевого папашу. Орнифль относится к обнаружившемуся вдруг отпрыску с должной снисходительностью: "в двадцать лет к жизни еще можно относиться серьезно, позже - уже не суметь..." Читая собственное досье, он вместо раскаяния предается приятным воспоминаниям о бесчисленных красотках, отличавшихся друг от друга очаровательной грудью или упругостью ляжек. И вспыхнувшие отеческие чувства легко сочетает с очередной волной влюбленности, пытаясь увести подружку у собственного сына. Он не собирается брать на себя вину за то, что кого-то не устраивает способ изготовления детей, и за то, что ваша возлюбленная склонна к изменам. Он уверен: за любовь надо платить как можно дороже, чем больше она вас разорит, тем лучше, жизнь дана не для того, чтобы хранить себя как консерву.

    Но все не так просто. Удар таки хватил беззаботного баловня судьбы. Да и сам он как-то обмолвился, что грехи его уже и есть наказания. И святой отец, хотя и очень комичная фигура (Александр Истратьков), вполне серьезно упрекнул, что, мол, занимаясь одной дегустацией, герой наш так и не узнал толк в настоящем вине. Противоречий полно, как в жизни. И прелесть этого спектакля не в поучительных построениях сюжета, а в остроумной легкости его бессюжетности. Только чувственная красота французского шансона, только блеск изысканных нарядов, только интригующее плавание по волнам всеобщей влюбленности - вот составляющие этого коктейля. Кто скажет, что этого мало для счастья?

Другие статьи

Наверх