Алиса в Стране Чудес Отец Отец


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Большие страсти на малой сцене

Как обидно, что мы, красноярцы, почти с 40-летним опозданием знакомимся с некогда нашумевшей по всему миру и ставшей классикой пьесой американского драматурга Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вулф?". Но лучше поздно, чем никогда, и поэтому скажем спасибо краевому театру драмы имени А. С. Пушкина и питерскому режиссеру Сергею Ражуку, сделавшим нам этот подарок.

Малая сцена дает возможность увидеть крупным планом страдания и страсти героев, которые лишь на беглый взгляд могут показаться мелкими, надуманными, даже игрушечными (игровое начало пронизывает всю пьесу), но на самом-то деле в результате подобных "игр" разбиваются не только семьи, но и сердца. В этой драме сталкиваются, переплетаются две супружеские пары, и все действие стремительно превращается в садомазохистский групповой стриптиз, не ограничивающийся лишь психологическим взаиморазоблачением. Впрочем, сегодня нам, искушенным в куда более "крутых" зрелищах, трудно представить то шоковое воздействие на публику, которое оказывал этот спектакль в давние 60-е годы, еще до пресловутой "сексуальной революции". Сейчас, когда в российских театрах из уст персонажей современных пьес льются потоки матерной брани, герои Олби навряд ли смутят или взбудоражат нас своей откровенностью. Но даже если пьеса и утратила прежнюю эпатажную остроту, она сохранила свою общечеловеческую универсальность. Человек вообще-то не меняется, любовь и ненависть не выходят из моды, и сегодня людей терзают те же, что и всегда, страсти.

Если поначалу кажется, что Марта (засл. арт. России Галина Саламатова) и Джордж (артист Александр Чередник, знакомый по заглавной роли в "Калигуле") абсолютно несчастны в браке, то чем ближе к финалу, тем больше мы понимаем, что эти экстравагантные люди любят и жалеют друг друга, и разлучить их сможет только смерть. Ну а то, что они без конца и без устали жалят друг друга, как два скорпиона в банке, так стоит ли удивляться? Оглянитесь вокруг - разве мало пообных семей? "Джордж и Марта - грустно, грустно, грустно..." Да, этих людей не назовешь счастливыми, они ущербны, закомплексованы, заморочены каждый своей ложью, иллюзиями и миражами. Но не стоит, наверное, лишать их этих иллюзий и миражей... Пример старших, быть может, пойдет на пользу другой, более молодой супружеской паре: Хани (арт. Жанна Коняева) и Нику (арт. Дмитрий Корявин), у которых тоже полно проблем.

Спектакль поставлен изящно, аккуратно, со вкусом (художник Ольга Слезкина). Актеры (особенно Г. Саламатова и А. Чередник) играют легко, иронично и в то же время всерьез, без натужного пафоса и надрыва, но и без постмодернистской холодной отстраненности.

А писательница Вирджиния Вулф тут, конечно же, ни при чем. Просто имя ее пародийно укладывается в забавный куплетец: "Нам не страшен серый волк, серый волк..." Кто из нас в детстве, обмирая от ужаса и восторга, не напевал эту песенку?"

Эдуард Русаков
"Красноярский рабочий", 5 апреля 2000 года

Программка спектакля
Другие статьи

Наверх