Чужой ребенок Хозяйка гостиницы Семейный портрет с посторонним


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Таланты и поклонники

Согласитесь, приятно было прочесть в одном из последних номеров "Известий" мнение видных столичных критиков, что российский театр будет "прирастать Сибирью". Там же было замечено, что театральной столицей сегодня является Санкт-Петербург. Нам, красноярцам, это тоже лестно - ведь главным режиссером краевого театра драмы имени А. С. Пушкина с недавних пор является коренной петербуржец, воспитанник питерской театральной школы Александр Юрьевич Бельский.
Поставленные им спектакли ("Калигула", "Коллекция") вызывают споры, но острый зрительский интерес очевиден: в театре постоянный аншлаг.
Во время телефонной прямой линии Александр Юрьевич любезно ответил на вопросы читателей "Красноярского рабочего". Приведем наиболее интеерсные из них.

МОСТ: ПЕТЕРБУРГ - КРАСНОЯРСК

- Добрый день, Александр Юрьевич. Звонит Сергей Иванович Клюев из Канска. А вопрос такой: каким ветром Вас занесло в Сибирь? И вообще, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Режиссером я стал не сразу. Окончил политехнический, писал диссертацию по прикладной математике, увлекался роком, сам был рок-певцом... А потом вдруг выкинул фортель - поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кино, на факультет драматического искусства, в класс профессора Георгия Товстоногова, главного режиссера БДТ. После окончания института сотрудничал в разных театрах, ставил спектакли в Питере, Киеве, США, Японии... А в Красноярск меня пригласили в конце девяносто восьмого года - для постановки "Коллекции" Гарольда Пинтера. Но так вышло, что вскоре мне был предложен пост главного режиссера, и я начал работу над "Калигулой", а "Коллекцию" поставил позднее. Что еще сказать о себе? Моя любимая книга - "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле, любимый поэт - Рильке, хотя люблю и Блока. Я противник фетишей и табу. Единственное табу - безнравственное искусство. Товстоногов и сейчас остается для меня главным учителем.

- Как Вы сработались с красноярской труппой?

- Скажу просто и коротко: я здесь счастлив. Я нашел наконец-то свой театральный дом, я люблю своих артистов, мне нравится местная публика (она куда лучше, чем в столицах). Здесь, в Красноярске, моя работа, моя жизнь.

- Алло, здравствуйте! С Вами говорит Федорова Зоя Петровна из Красноярска. У меня к Вам такой вопрос: чем объяснить, что все последние спектакли в вашем театре поставили режиссеры из Петербурга? Может, Вы просто хотели помочь своим друзьям, предлагая им работу?

- Поверьте мне, Зоя Петровна, все эти режиссеры и без моей помощи достаточно ангажированы, им хватает предложений. Просто на каждый спектакль я прицельно подбираю режиссера, соответствующего ему по духу. Не хочу брать "темных лошадок", а режиссерам из Питера я знаю цену. Так, Борис Уваров мне известен как специались по буффонаде, эксцентрике, Геннадий Крук тонко чувствует психологическую драму, а Владимир Глазков может сделать сказочное ревы для детей. С учетом этого я и предложил одному поставить "Хозяйку гостиницы", другому - "Женский стол", третьему - "Алису в стране чудес". Кстати, мне очень нравится, что между Петербургом и Красноярском, во многом благодаря руководителю театра Игорю Яковлевичу Бейлину, налажен такой "мост". И это не от меня пошло - вспомните работавших здесь ранее Максимова и Черкасского, они тоже воспитанники петербургской школы. А школа эта следует методологии Станиславского, осваивает ее на новом этапе.

- Что Вы можете сказать по поводу засилья массовой культуры, безвкусицы, пошлости и "чернухи"?

- Я отношусь к этому категорически отрицательно. Как говорил Товстоногов, "патология не есть предмет искусства". Театр должен быть нравственным и гуманным. Лучше, чем Станиславский, никто не сказал: "Мы занимаемся жизнью человеческого духа, а не человеческого тела". То же касается и использования в современном театре всевозможных спецэффектов, они не должны быть самоцелью, хотя я не против их применения. Главное, чем мы должны привлекать зрителя, - то, чтобы заставить его сопереживать человеческим взаимоотношениям, возникающим на сцене. Очень важна для нас реакция зрителя - в зависимости от нее и мы меняемся от спектакля к спектаклю. Вся прелесть театра в том, что каждый раз все чуть-чуть по-другому, неуловими, зыбко... Каждый раз - как в первый раз!

ЗДРАВСТВУЙ, ПЛЕМЯ МЛАДОЕ

- Вам звонит Ильясов Ринат Николаевич из Красноярска. Хочу Вас спросить как отец. У меня дочь учится в 11-м классе, мечтает поступить в театральный институт. А мне интересно - как живут артисты в материальном плане? Можно ли прожить сегодня артисту?

- Прежде всего, Ринат Николаевич, я хочу дать совет: пусть Ваша дочь придет ко мне на прием, мы с ней пообщаемся, и я, может быть, подскажу, стоит ей заниматься этой профессией или нет. А теперь о том, что касается материальной стороны. Молодые артисты у нас очень активные, они подрабатывают на телевидении, на различных рекламных акциях. Почти у всех есть автомобили, которые они не смогли бы купить на одну зарплату... Я понимаю, конечно, что все это отвлекает их от главного, от театра, но отношусь как к объективной данности, с которой бороться бесполезно. Главное, чтобы актер приходил на репетиции и спектакли. Между прочим, красноярские молодые актеры относятся к своей профессии куда более целомудренно, чем их столичные коллеги, у которых больше соблазнов в смысле побочного заработка. Может, поэтому наши выпускники неплохо трудоустраиваются после института. Так и передайте своей дочери.

- Что ж, Вы меня обнадежили. А театр ваш мне нравится. На днях мы с женой ходили на "Хозяйку гостиницы" - нам очень понравилось...

- В этом спектакле, кстати, занята в основном молодежь. И вообще, в театре появилась плеяда интересных молодых актеров. Дмитрий Корявин, Андрей Пашнин, Дмитрий Барков, Элина Присакару, Таня Чубаро... Таня еще не получила диплом, но уже играет в "Хозяйке гостиницы". В нашем театре есть творческая лаборатория, руководит которой Алексей Максименко, молодой актер с режиссерскими задатками. Ребята там выдвигают всевозможные идеи, организуют творческие вечера, встречи с меценатами.

- Добрый день! Я звоню из Ачинска, меня зовут Наталья Седюкова, я давняя поклонница вашего театра. Хочу спросить, как Вы относитесь к режиссерским экспериментам таких людей, пришедших из шоу-бизнеса, как Грымов, и к таким эстрадным артистам, как Кристина Орбакайте, пробующая себя в драматическом театре?

- Будучи сторонником классической школы режиссуры, я в то же время не отрицаю новаторства и формальных поисков. Кстати, Станиславский своим самым верным учеников считал знаменитого авангардиста Мейерхольда, который творчески претворял его систему в новые формы. Но сейчас, к сожалению, многие гонятся просто за мимолетной сенсацией. Дай Бог Грымову удачи, но ведь в каждом ремесле есть свои профессиональные основы. То же самое я бы сказал и насчет Кристины Орбакайте. Когда-то она замечательно сыграла в фильме "Чучело", но я сомневаюсь, что удача ей поспособствует и на театральной сцене. Я привел бы другой пример - Чулпан Хаматову, отлично сыгравшую в фильме "Страна глухих". Это яркая молодая романтическая героиня - большой дефицит в современном театре. Ведь сейчас Джульетту можно искать как бриллиант - и не найти. К сожалению, молоые красивые девушки нынче идут не в театр, а в другие сферы.

- Желаю Вам найти свою Джульетту!

- Спасибо. Но пока я ищу не Джульетту, а Миранду - для спектакля "Буря" по Шекспиру, который хочу вскоре поставить. Быть может, найду ее среди выпускников нашего института искусств. Я ведь очень внимательно слежу за ними, бываю почти на всех показах. Так, один из прошлогодних выпускников, Дмитрий Карелин, сейчас репетирует у меня в "Горячем сердце". Буквально на днях я посмотрел посмотрел интереснейший учебный спектакль на курсе Валерия Дьяконова - его можно, как говорится, "показывать за деньги".

ТЕАТР НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

- Александр Юрьевич, Вам звонит один из красноярских литераторов, Роман Солнцев. У меня два вопроса. Первый - от наших лицеистов... Вы же знаете, что я преподаю в литературном лицее. Так вот, вопрос такой: были ли у Вас постановки по Вампилову?

- За последние годы вроде нет. Хотя Вампилов - один из моих любимейших драматургов.

- Удивительно, что ни у кого из российских режиссеров не получилось выдающегося спектакля по пьесам Вампилова. А ведь он жил рядом с нами, многие из нас с ним дружили. Это был потрясающей честности и чистоты человек. Многие его ставили, но спектакля-легенды - не получилось... Почему?

- Вы правы, тут есть загадка. Товстоногов, я знаю, ставил Вампилова в один ряд с такими классиками, как Чехов или Островский. Вероятно, Вампилова, как любого классика, надо еще разгадывать, открывать. Думаю, время его еще не пришло. Ушло то время, когда он был нашим современником, а время, когда он станет для нас новым Чеховым, еще не наступило. Сам я мечтаю поставить спектакль по его "Утиной охоте".

- Второй вопрос более приземленный. В Красноярске есть литераторы, пишущие интересные пьесы, - Астраханцев, Янжула, Марина Саввиных. Удается ли Вам читать их пьесы?

- Да, безусловно. Сейчас я с большим интересом читаю пьесу Марины Саввиных "Катилина". Понравились мне две новые пьесы Александра Астраханцева, одну из них я даже надеюсь поставить у нас в театре, на малой сцене. И Ваши пьесы, Роман Харисович, также находятся в портфеле театра. Спасибо Вам за это.

- Алло! Я звоню из Дивногорска, меня зовут Загоруйко Валерий Никитич. Когда будет следующая ваша премьера?

- Сейчас я работаю над постановкой "Горячего сердца" по Островскому, премьера должна состояться в марте. Это будет попытка синтетического зрелища, в жанре, близком к народному балагану, где артисты будут играть вместе с куклами. Я вообще принимаю любые жанры, но ближе всего мне притча. Вот почему из современных драматургов мне близка Нина Садур, она работает в жанре притчи. Я уже ставил ее "Чудную бабу", теперь хочу поставить "Брата Чичикова". Я и "Калигулу" по Камю ставил как притчу, хотя был соблазн сделать рок-оперу. В "Калигуле" мне важно не то, что он император, а то, что верховный жрец, манипулирующий чужим сознанием. Почему я решил поставить Островского? Классика тем и хороша, что каждый раз поворачивается новыми гранями. Сейчас, мне кажется, время Островского, а не Чехова - время действий, а не рефлексии. Театр должен быть не тепленьким, а горячим. Театр не работает на вечность, он для сегодняшнего зрителя. Театр может и должен быть разным. Но любые формальные поиски должны исходить из сути пьесы. Вообще, я думаю, сейчас - время театра. Именно театр в наши дни борется с клонированием, зомбированием человека, театр противостоит грозящей нам бездуховности. Настоящий, подлинный театр всегда будет оставаться храмом, и люди, собирающиеся в одном театре, всегда будут невольно подчиняться законам храмового восприятия.

Иногда можно услышать мнение, что современный театр переживает период упадка, нового декаданса. Но есть основания думать иначе и верить, что российский театр находится на пороге обновления и расцвета. И наш освященный именем Пушкина краевой театр драмы, который скоро отметит свое 125-летие, будет вновь и вновь удивлять нас и радовать своими премьерами.

Эдуард Русаков
"Красноярский рабочий", 15 февраля 2000.

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет