Чужой ребенок Хозяйка гостиницы Средство Макропулоса


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Виват, прекрасная Елена!

"Эта штука посильнее "Фауста" Гете..."

  Помните эту хлесткую сталинскую резолюцию, начертанную на титульном листе поэмы Горького "Девушка и Смерть"? Там еще было продолжение: "Любовь побеждает смерть..." Шутки шутками, но последняя премьера в пушкинском драмтеатре - "Средство Макропулоса" по Карелу Чапеку - стала и впрямь очень ярким и звонким прославлением всепобеждающей любви.

  Этот премьерный спектакль стал бенефисом одной из ведущих актрис театра, очаровательной Елены Привалихиной, которой, можно сказать вдвойне повезло: трудно было бы подыскать более выигрышную постановку, где бенефициантка смогла бы продемонстрировать все свои актерские возможности и сыграть сразу две роли в одном спектакле: певицу Эмилию Марти и Кармен из одноименной оперы. Наш зритель знает Привалихину как актрису широкого диапазона. Ей одинаково удаются и роли романтические (Эльмира в "Санта-Крусе"), и гротесковые (Шарлотта в "Вишневом саде"), и сказочные (Снежная королева в спектакле для детей), и остро характерные (Катарина в "Укрощении строптивой"). Ну а в этот раз Елена Привалихина должна быть особенно благодарна режиссеру Вахтангу Чхаидзе, который позволил ей развернуться "на полную катушку".

  Помню, в давней беседе со мной главный режиссер театра Александр Бельский говорил о желании совместить традиции психологической школы Станиславского с ярко зрелищностью и музыкальностью школы Вахтангова. Прошло время, и вот, похоже, нашелся режиссер, который смог (пусть и не безупречно) воплотить на сцене эту мечту главрежа. Так всегда - одни мечтают, другие воплощают.

  Режиссер из Киева Вахтанг Чхаидзе использовал прием монтажа, внедрив в ткань пьесы Чапека не просто музыкальные фрагменты, но целые эпизоды, сцены из оперы Бизе "Кармен".

  Для этого, правда, пришлось резко увеличить число действующих лиц и привлечь, кроме множества актеров, еще и студентов театрального. Великолепная музыка звучит с фонограммы, а над хореографией и пластикой пришлось поработать Валерию Терешкину, лидеру "Свободного Балета". Впечатляет и лаконичная сценография Алексея Гавриша (за исключением лишь арбы, которая словно бы появилась"из другой оперы").

  В принципе этот "мичуринский" опыт скрещивания разных жанров и разных пьес кажется в данном случае вполне оправданным и логичным: ведь героиня спектакля Эмилия Марти - оперная певица, "звезда", примадонна, покоряющая всех своим мастерством. И тема любви и смерти, пронизывающая оперу "Кармен", неплохо "рифмуется" с темой бессмысленности бессмертия, лишенного любви, лежащей в основе сюжета пьесы Чапека. Другое дело, что режиссеру в его самозабвенном упоении музыкой порой изменяет чувство меры, и оперные фрагменты кажутся иногда слишком уж длинными. И действие самой пьесы, заглушаемое роскошной музыкой, временами как бы уходит в тень. Впрочем, этот недостаток, наверное, легко исправить, и хочется верить, что следующие представления "Макропулоса" станут более короткими и динамичными.

  А вообще-то спектакль этот еще раз подтверждает правоту древнего афоризма: жизнь коротка, искусство вечно. И наши мечты о бессмертии тщетны и суетны. Даже самые прагматичные персонажи пьесы в финале отказываются от предлагаемого им "Средства Макропулоса" - рецепта, дарующего бессмертие. Не хотят жить вечно ни погрязшие в многолетней судебной тяжбе напористый Ярослав Прус (арт. Яков Алленов) и мечтательный Альберт Грегор (арт. Андрей Киндяков), ни лукавый адвокат Коленатый (арт. Николай Хомяков), ни уморительный старикашка Гаук-Шендорф (арт. Максим Третьяков) вообще отказывается жить без любви и убивает себя. И даже сама Эмилия Марти (она же - Элина Макропулос, дочь средневекового придворного врача, изобретшего рецепт бессмертия), даже она спустя триста с лишним лет беззаботной и яркой, казалось бы, жизни не чувствует себя счастливой. "Скучно жить больше ста лет", - признается она. Душа постепенно утрачивает способность любить. А без любви жизнь теряет смысл. Как все просто!

  И поэтому лучшие сцены спектакля связаны с темой любви. Это и диалог двух влюбленных - Янека и Кристины (арт. Татьяна Чубаро), и те эпизоды, где в любви к Эмилии обьясняются почти все персонажи, и гротескный и очень смешной дуэт (по-испански!) Эмилии и Гаука-Шендора. Не говорю уж о то и дело врывающихся лейтмотивах из оперы, густо пронизанных любовной страстью. Особо следует отметить выразительный и жуткий образ Дирижера (арт. Александр Борисов), как бы напоминающего о бренности всего земного, в том числе и любви...

  А после окончания спектакля началось чествование Елены Привалихиной, превратившееся в массовое объяснение в любви к замечательной артистке. Ее приветствовали собратья по актерскому цеху, чиновники из управления культуры, бизнесмены-спонсоры, близкие и родные люди. Бесчисленные букеты цветов, поцелуи, подарки, хохмы, слезы на глазах растроганной бенефициантки... Все правильно, заслужила. И никакой рецепт никакого Макропулоса не поможет никому заслужить такую любовь, если нет таланта и воли.

  Так держать, прекрасная Елена!

Эдуард Русаков
"Красноярский рабочий", 20 ноября 2002 года

Другие статьи

Наверх