Хозяйка гостиницы Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Смейся и плачь

  В литературно-театральном арсенале есть верные, испытанные приемы, использование которых дает гарантиро-ванный эффект (если, конечно, за дело берется профессионал). Страдающий клоун ("смейся, паяц!"). Огненное танго - танец любви и смерти. "Всю жизнь быть в маске - судьба моя!" Эти и другие клише довольно успешно обыграны в новом спектакле пушкинского драмтеатра но пьесе Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины" (режиссер - Алексей Гирба).

  Казалось бы, чем может заинтересовать современного зрителя эта весьма подзабытая и весьма условная, далековатая от российских реалий пьеса? Вероятно, своей яркой зрелищностью, броскостью, но особенно все-таки тем, что в центре внимания - история о любви. А уж эта тема никогда не наскучит, не выйдет из моды.

  Сам Леонид Андреев называл эту пьесу "вещью с некоторым налетом символизма". Впрочем, пушкинцы играют ее без особого мудрствования, без абстрактно-философских претензий - как обычную мелодраму. И мы видим на сцене не символы, а живых людей - смешных и печальных, трогательных и страдающих.

  Убедителен, хотя и недостаточно романтичен артист С. Селеменев в роли Тота. Ему не хватает флера загадки, тайны - ведь мы далеко не сразу узнаем его предысторию, а подлинное его имя так и остается неизвестным. Человек из высшего общества, он ушел в цирк, как в подполье, сознательно надев на себя маску клоуна. Первые пощечины Тот получил не в пирке, а в прежней жизни - от жены и от друга, которые его предали. Он обречен на роль "белого клоуна", вечного Пьеро, от которого пошляк Арлекин будет вечно уводить неверную Коломбину. Вот и юная наездница Консуэлла отказывает ему во взаимности и легко продается богатому толстяку-барону (заслуженный артист России В. Жуковский). А ведь Тот пытался увлечь ее в романтический мир мечты, мир возвышенный и прекрасный, но такой зыбкий и нереальный. Консуэлла же - девушка сугубо земная, такой ее и играет молодая артистка Анастасия Черных (это, кстати, дебют на красноярской сцене недавней выпускницы Владивостокского театрального института), Она даже не пытается "показать богиню под мишурой наездницы и акробатки", как задумывал некогда автор пьесы (впрочем, это, скорее всего, не входило в задачи режиссера).

  Слишком требовательный к миру (как и все романтики), Тот убивает себя и Консуэллу, и наездница умирает, так и не испытав в своей недолгой жизни настоящей любви. Убивает себя и барон, чем весьма удивляет не только других персонажей, но и ошеломленных зрителей.

  Вот такая весьма романтическая история разыгрывается на фоне канкана, акробатических трюков и прочих цирковых фокусов. Смешон граф Манчини (заслуженный артист России В. Лосьянов), прекрасна несчастная Зинида (артистка Е. Привалихина), которую никто не любит, кроме опостылевшего мужа и укрошенных ею диких зверей. Очаровательны девочки из кордебалета (студентки театрального факультета), которых Валерий Терешкин научил ловко плясать канкан и повизгивать ну совсем как в "Мулен Руж".

  Аплодисментами приветствовала публика и доброго старого клоуна Джексона, роль которого сыграл заслуженный артист Дагестана Валерий Милошенко. Этот спектакль, между прочим, был его бенефисом, приуроченным к 60-летию талантливого артиста. С чем мы его горячо поздравляем и охотно присоединяемся ко всем теплым словам, сказанным в адрес Валерия Васильевича после окончания спектакля его многочисленными друзьями и поклонниками.

Эдуард Русаков
"Красноярский рабочий", 6 декабря 2001 года

Другие статьи

Наверх