Чужой ребенок Чужой ребенок Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

И прошлое кажется сном...

  Наутро после премьеры спектакль "Татарин маленький" показался мне приснившимся, зыбким, почти нереальным. Что за притча? Быть может, и современному драматургу Алексей Пояркову вся эта анекдотическая история, происшедшая больше, века тому назад, тоже только приснилась, пригрезилась?..

  Хорошо, конечно, что пушкинский драмтеатр продолжает знакомить нас с творчеством новых российских драматургов. Вслед за мелодрамой Ф. Гаврина "Моему возлюбленному, после смерти" и неосентименталистской фантазией Е. Гришковца "Одновременно" (вот уж была жемчужина!) театр в лице его главного режиссера Алек-сандра Бельского представил на сцене современной пьесы "новый водевиль" (именно так обо-значен жанр в программке) нового московского драматурга. Сам Алексей Поярков присутствовал на премьере и, как мне показалось, ни разу не улыбнулся. Впрочем, зрители тоже за животики от смеха не хватались.

  А ведь водевиль должен быть прежде всего смешным, уморительным, легким, пусть даже глуповатым, искрящимся и бурлящим, как шампанское. Сюжет должен развиваться стремительно, паузы и "подтексты" тут как-то не очень уместны. Весьма желательны в водевиле и легкая музычка, и фривольные или душещипательные куплетцы. Все это вроде бы есть в спектакле, но в очень уж скромных дозах.

  Как всегда, забавен и трогателен актер Владимир Пузанов в роли Коляй Коляича. Впечатляет и Елизавета Капитоновна (артистка Ирина Иванова), особенно при первом своем появлении на сцене, когда она разбивает горшок с цветами и расшвыривает шахматы. Хорош и Алексей Максименко в роли шулера Семена Петровича. Словно кот Базилио и лиса Алиса, эти мошенники морочат голову похожему на Буратино доверчивому склеротику Коляй Коляичу и выживают его из собственного поместья. Но если вначале спектакль держит зрителя в напряжении, то потом темп замедляется, и вторая половина первого действия явно "провисает". Зрительский интерес оживляется после ант-ракта, когда поумневший герой возвращается из дальних странствий. Теперь он излечился и от беспамятства, и от слепой влюбленности в коварную аферистку, теперь он видит насквозь эту гнусную парочку. Он гонит их прочь, предваритель-но вдоволь над ними поиздевавшись. Ну а в то, что Елизавета Капитоновна все эти годы была якобы влюблена в героя, верится, конечно, с трудом. Все возвращается на круги своя - мошенники исчезают, герой погружается в прежнюю апа-тию, притомленные зрители медленно расходятся.

  Остается ответить на один вопрос: почему пьеса называется "Татарин маленький"? А потому, что это - слова из нехитрой песенки, услышанной героем во время его странствий и с тех пор навязчиво им вспоминаемой. В словах этих, вероятно, заложен глубокий смысл...

  А мне почему-то вдруг вспомнилась совсем другая песенка - из репертуара поп-хрипуна Профессора Лебединского: "Давай покрасим холодильник в черный цвет! - А для чего? - А просто так!.."

  Рассказывая о зарубежных нравах, Коляй Коляич важно замечает: "Искусство там принадлежит пиплу. Народу, значит. А народ не любит скучать".

  Что верно, то верно. Скучать не любит никто.

Эдуард Русаков
"Красноярский рабочий", 24 ноября 2001 года

Другие статьи

Наверх