Чужой ребенок Хозяйка гостиницы Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 ПОДРОБНОСТИ

"Свои люди - сочтемся" А. Островского - предпоследняя премьера пушкинского в этом сезоне

  Первая пьеса А. Н. Островского "Свои люди - сочтемся" (первоначальное название - "Банкрот", затем - "Свои люди сочтемся, или Банкрот") была написана в середине 1849 г. Цензура запретила комедию для постановки на сцене. "...Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха - отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны; вся пьеса обидна для русского купечества" - такова резолюция цензора. Однако М. П. Погодин в мартовском номере издаваемого им журнала "Москвитянин" за 1850 г. опубликовал комедию в обход цензуры, но с исправлениями. "Чувство, которое я испытывал, перекраивая "Своих людей" по указанной мерке, можно сравнить разве только с тем, если бы мне велели самому себе отрубить руку или ногу".

  Выход "Москвитянина" с комедией принес ей небывалый успех в самых различных кругах московского общества. Погодин писал в дневнике: "В городе furor от "Банкрота".

  Чтобы проверить реакцию публики, Островский много читал ее в домашних кружках, часто на пару с П. М. Садовским (Островский - все женские роли, Садовский - мужские).

  Пьеса принималась с восторгом. Погодин в письме Жуковскому: "Род и характер этой пьесы относится к гоголевским. Но тут нет подражания, и даже она стройнее идет". Е. П. Растопчи на - М. П. Погодину: "Что за прелесть "Банкротство". Это наш русский "Тартюф", и он не уступает своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! У нас рождается своя театральная литература". А.Ф. Писемский: "Ваш "Банкрот" - купеческое "Горе от ума" или, точнее сказать: купеческие "Мертвые души". В. Ф. Одоевский: "Я считаю на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор. На "Банкроте" я поставил нумер четвертый".

  Л. Н. Толстой: "Вся комедия - чудо". Н. В. Гоголь: "Комедия "Банкрот удивительная".

  Запрет цензуры означал одно: сатира в комедии достигла своей цели.

  В домашних театрах, любительские коллективы комедию, конечно, ставили. Но для сцены она была запрещена более чем на 10 лет, и только в 1860г. была разрешена для постановки в императорских театрах. Репетировать стали сразу два театра: Александринский в Петербурге (премьера состоялась 16 января 1861 г.) и Малый в Москве (премьера 31 января 1861 г.). Там и там спектакли были приняты прекрасно.

  На протяжении более 150-летней жизни пьесы она всегда была востребована, как, впрочем, и другие комедии Островского. Но в последние годы - особенно. В сезоне 1999-2000 г.г. пьеса была поставлена более чем в 30-ти театрах России.

  16 мая премьера спектакля "Банкрот, или Свои люди - сочтемся" - на сцене красноярского "пушкинского".

  Чем же привлекла эта пьеса пушкинцев? Сюжетом? Да, история о том, как набравший кредитов купец вместо того, чтобы отдать долги, переписал все имущество на зятя, а тот отправил тестя в долговую яму, а может, и в Сибирь, сегодня звучит очень современно. И то, что подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд, не ново в нашей жизни. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственный аппарат. Это о временах Островского. А вы что подумали? Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обуславливала фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей. Это только о Рисположенском?

  И все-таки спектакль не только и даже не столько об этом. Он о духовном банкротстве нации.

  Режиссер спектакля петербуржец Борис Уваров, режиссер "Лицедеев", поставивший в Красноярском драматическом "хит" "Хозяйка гостиницы", меньше всего пытается морализировать, он ставит живой, веселый спектакль, полный музыки, остроумия, приглашая зрителей "посмеяться над всем". Сценограф спектакля тоже петербуржец Борис Петрушанский, а художник по костюмам - "пушкинская" Елена Турчанинова. Пластическая режиссура - лауреата Государственной премии, опять же петербуржца Гали Абайдулова.

  В спектакле заняты: нар. арт. Росии А. Исаченко, засл. арт. России С. Ильина, засл. арт. России Л. Михненкова, засл. арт. России Т. Семичева, артисты: А. Истратьков, А. Киндяков, Н. Куцегреев, В. Питерский, В. Пузанов, Э. Присакару, М. Третьяк.

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет