Чужой ребенок Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Мистер Икс, который получает пощечины

  В Красноярском краевом театре драмы прошло два события: бенефис заслуженного артиста Дагестана Валерия Милошенко и премьера драмы Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины", поставленной к 60-летию актера.

  Казалось бы, бенефициант, который, говорят сам нашел пьесу, мог бы и роль выбрать побольше и по масштабнее, однако Валерий Милошенко ограничился пусть и колоритной, но ролью второго плана - добряка клоуна Джексона. Драма Леонида Андреева которую увидели красноярцы, давно и хорошо известна, поскольку была написана еще в 1915 году, в самый разгар первой мировой, тогда, когда, как казалось самому автору и многим его соратникам, "и молитва и подвиг, и дерзания, и красота - все на театре войны, а на наших театриках вопль пошлости, а литература приземлилась, герои прижизнились... Мы ждали, что война разбудит зверей, и приготовились к защите наших человеческих ценностей, а она только расшевелила скотов двуногих имитаторов человеков которые также в соломинку тянут из чаши искусства".

  Выступая против популярного в те годы писателя Арцыбашева, автора известного романа "Санин", "тянувшего через соломинку, из чаши искусства", " и "чистой художественности", против обывательщины, Андреев вел с ним борьбу и в противовес этому написал пьесу "Тот, кто получает пощечины", в главном герое которой многие современники угадывали образ самого автора.

  Такова предыстория. Далее пьеса шла во многих театрах страны, клоуна Тота играли такие великие актеры как Илларион Певцов (исполнитель роли полковника Бороздина в фильме "Чапаев"), Анатолий Солоницын, Андреи Попов - фигуры в нашем театре мощные и величественные. Режиссеры по-разному трактовали написанное Леонидом Андреевым, потому что пьеса, несмотря на кажущуюся простоту, достаточно сложна для постановки. Ставили и как драму, и как трагикомедию, и даже как "декадентский маскарад". Наконец прикоснулся к ней и красноярский театр.

  Приходится констатировать, что "Тот, кто получает пощечины" в постановке столичного режиссера Алексея Гирбы, несмотря на некоторые плюсы, вряд ли может быть причислен к успешным работам нашего театра. Может быть, потому, что постановщик привел коллектив в своих поисках к... оперетте? Не удивляйтесь, ведь даже главный режиссер театра музкомедии Юрий Гвоздиков на чествовании Валерия Милошенко в шутку сказал, что еще немного и можно будет соединить драму, оперу и оперетту, поскольку, мол, увидел тут кордебалет...

  Да уж, кордебалет из студенток театрального факультета достойно заполнял собой "просветы" в действии спектакля, девушки, подготовленные Вале-рием Терешкиным, смотрелись превосходно, однако не кажется ли вам, что это все-таки нечто иное, чем драма Леонида Андреева?

  Величественные декорации Павла Пархоменко в виде огромных цирковых стен, поворачивающихся к зрителю то стороной арены, то рабочих пространств, конечно, впечатляют, однако важно здесь присутствие самих актеров, способных это пространство заполнить действием. И здесь хочется выделить возвратившуюся на сцену после некоторого перерыва и вновь заявившую о себе как о "приме", на мой взгляд, превосходную актрису Елену Привалихину, которая в роли дрессировщицы львов Зиниды вполне отвечает критериям, заявленным в тексте пьесы самим Леонидом Андреевым: "Жгуче-красивая, осанистая женщина, со спокойно повелительными движениями, которые на первый взгляд кажутся ленивыми". Именно Елена Привалихина берет на себя часть действия, привлекая пристальное зрительское внимание.

  Как всегда, хорош заслуженный артист России Владислав Жуковский. На этот раз его Барон - человек величественный, жесткий, почти бессловесный, стройный, как говорится, словно кол проглотивший, но - безумно влюбленный в циркачку Консуэллу. А сцена, в которой он и Консуэлла (Анастасия Черных) танцуют танго, эталон того, каким по накалу страстей должен бы стать весь спектакль, таковым не ставший.

  С удовольствием расцвечивает своего бессловесного Гарсона Артем Рудой (его даже в театральную программку "забыли" вставить), уже который раз доказывающий, что и эпизод можно сыграть так, что его заметят и о нем будут говорить (вспомните хотя бы его "желтого" журналиста из "Ма-Муре"). Жанну Коняеву в роли клоуна (или клоунессы?) Полли режиссер настолько "запрятал" под слоем грима (нос, разводы на лице и рыжий парик - и нет актрисы!), что и узнать ее трудно. Однако удивительно, что Жанна Коняева не стала удовольствоваться лишь уготованным ей и ее партнеру Тили (Данил Коновалов) штампом этакой пары а-ля Пат и Паташон. Отдельные штрихи, движения, сигарета в руке клоуна, Поли, сидящая в расслабленной позе с низко опущенными плечами, - и перед нами не просто клоун, а человек, смертельно уставший от своей "смешной" актерской профессии.

  Однако драма "Тот, кто получает пощечины" в постановке Алексея Гирбы, повторюсь, все больше и больше склоняется в сторону этакого опереточного "Мистера Икса". Вот появляется таинственный Господин (Яков Алленов), и почему-то ждешь, что сейчас он запоет, как в фильме "Принцесса цирка" - "Его я должен проучить?" и захохочет демоническим хохотом. Вот граф Манчини (заслуженный артист России Виктор Лосьянов), опять-таки больше напоминающий зачем-то придуманными актером "дефектами речи" опереточно-комичного графа...

  Что же касается главных героев - клоуна Тота (Сергей Селеменев) и наездницы Консуэллы (Анастасия Черных), то, после блистательных ролей в "Ка-лигуле" и "Горячем сердце", как говорится, это не день Сергея Селеменева, потому что Тот в его исполнении и в самом деле не более чем клоун. И ради этого Леонид Андреев писал свою пьесу? Наверное, для актера легче оказалось сыграть роль второго плана, чем вынести нагрузку главной? Не в состоянии показать вторую "половинку" любви оказалась и Анастасия Черных. Ее Консуэлла абсолютно пуста и безжизненна, хотя, если обратиться к Леониду Андрееву, то драматург, например, указывал: "...по внешности она должна быть богиней... Высокий рост, стройность, правильные и строгие черты, смягченные выражением почти детской наивности и прелести; все цирковое и пошлое, начиная костюмом и кончая словечками и некоторой вульгарностью выходок, - все это только на поверхности, внешнее..." Однако актриса показала Консуэллу... никакой. Этакая милая девочка. И все. Возможно, сказалось отсутствие сценического опыта?

  Алексей Гирбу выстраивает облегченный вариант драмы "Тот, кто получает пощечины", возможно, подумав, что красноярцев больше устроит подобное прочтение Леонида Андреева, несколько приближенное к "мылу". Но о чем говорят, к примеру, мизансцены, в которых уходящих со сцены актеров постоянно останавливает брошенная в спину реплика? Неужели драматург был столь однообразен? Что-то я у него подобного в ремарках не заметил. Или вот вам чересчур красивый финал, когда Тот поднимает на руки отравленную им Консуэллу и, сам умирающий, из последних сил - несет ее вверх по лестнице. Но актриса Анастасия Черных, если присмотреться, вовсе не миниатюрная девочка, а очень даже ничего себе, поэтому актеру поднимать и нести ее совсем непросто. Наконец они дружно умирают (по пьесе Тот еще остается жив - до самой последней реплики), и укладываются почти на самой лестничной вершине. Актрисе хорошо - ее несли на руках, а вот актера жаль, потому что даже с моего пятого ряда было замечательно видно, как тяжело, по сюжету уже усопший, он дышит, не в силах успокоиться. Мелочь, скажете вы? С какой стороны посмотреть...

  ...А затем состоялось празднование дня рождения юбиляра. Как водится, поздравления коллег из ТЮЗа, театра музкомедии, оперы и балета, подарки, цветы. И самым настоящим сюрпризом и неожиданностью стало замечательное пение главного режиссера театра дра-мы Александра Бельского. В честь Валерия Милошенко.

Сергей Павленко
"Сегодняшняя газета", 6 декабря 2001 года

Другие статьи

Наверх