Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы Отец


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Сумасшествие по Алексею Пояркову

  В Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина на сцене современной пьесы прошла премьера спектакля "Татарин маленький" драматурга Алексея Пояркова в постановке главного режиссера театра Александра Бельского.

  Принадлежащий к категории нынешних сорокалетних (впрочем, Алексею Пояркову сорок пока еще не исполнилось/поскольку он 1962 года рождения), драматург, работая на "Мосфильме", написал несколько киносценариев и две пьесы, но именно "Татарин ма-ленький" наглядно показывает, что современная российская драматургия все-таки существует. Пусть она еще слаба и неоднозначна, но вслед за грандами отечественной драматургии, несколько ушедшими в тень, все же встают новые, довольно интересные имена. Наверное, одно из них - Алексей Поярков, чью пьесу нашли и поставили в Красноярске.

  ...Смешение лет, смешение событий. То ли действие происходит в конце XIX - начале XX века, то ли в наше время. Судите сами, вдруг мелькает фамилия Овсов из рассказа Антона Чехова, и следом один из персонажей заявляет, что именно с него Михаил Лермонтов писал своего Печорина. Возможно, это шутка, либо некая заданность, чтобы по-казать: подобное происходило и может произойти в любое время и в любые века. Тут тебе и шариковая авторучка, и старинные дуэльные пистолеты, и даже самовар начала пятидесятых годов XX века. Постановщик спектакля Александр Бельский подобные шутки-шарады очень любит (достаточно вспомнить хотя бы буквально пронизанную загадками поставленную им и очень удачную "Коллекцию" Г. Пинтера), а на малой сцене, где любой камушек виден и может сыграть на развитие действия, устраивает это с особым удовольствием.

  Кстати, о камнях. Если в первом действии, которое происходит в стенах имения Коляй Коляича (Владимир Пузанов), вокруг сценического чисто помоста, то зритель, входя в зал на второе действие, видит разбросанные вокруг сцены камни. И сразу вспоминается библейское: "Время разбрасывать камни, время их собирать..." В этом смысл двух действий "Татарина маленького".

  Художник Елена Турчанинова выстраивает действие в скупых декорациях: несколько плетеных кресел, стол на деревянном, предметы бутафории. Все это во втором действии будет скрыто синеватой дымкой прозрачных порталов, которые действующие лица будут поначалу долго, а затем быстрее открывать для зрителей. И вот уже "счастливчики" из центра зрительного зала могут явственно лицезреть происходящее, а те, что расположились с боков сцены, будут ждать, когда для них откроют обзор.

  Четыре действующих лица, три из которых - постоянные, а четвертое вроде как необязательное, однако это только кажется, поскольку автор пьесы нарек своего жандарма... Аристархом Ливановичем (Андрей Киндяков). Как вам известно, Аристарх Ливанов - народный артист России, известный киноактер, игравший в том числе и военных. Но ссылка-то, думается, лукавая, чтобы зритель подумал: а с чего бы это Алексей Поярков иронизирует? А чего бы ему не веселиться, если жанр пьесы он определил как новый водевиль (хотелось бы добавить здесь слово "русский"). Вот таков он, новый водевиль, не как у Георгия Юнгвальд-Хилькевича, помните? "Ах, водевиль, водевиль, водевиль! Музыка, песни, интри-ги и танцы! Пусть простоват и наивен он был, но он таким и ос-тался. Вы сгоряча не судите о нем. Не говорите, что шутки гро-моздки..." Музыка, замечательно подобранная самим Александром Бельским, есть; интриги еще какие - только дух захватывает от поворотов сюжета; танцев (пластическая режиссура лауреата Государственной премии России Гали Абайдулова) практически нет, так, одно обозначение оных; то, что исполняют Коляй Коляич, Семён Петрович (Алексей Максименко) и Елизавета Капитоновна (Ирина Иванова), полноценными песнями можно назвать с бо-ольшой натяжкой...

  Вряд ли пьеса Алексея Пояркова дотягивает до драматургических вершин, однако все это сумасшествие (в хорошем смысле этого слова), выдуманное Поярковым и талантливо сыгранное красноярскими актерами, временами даже увлекает. Нет, к сожалению, не задевает, для этого, повторяю, драматургия должна быть чуть-чть иной. Какой? Не знаю. Иначе сам бы написал нечто этакое. Но ведь по большому счету и пьесы А. П. Чехова не всегда и не всех задевают, а первые постановки великого русского драматурга в начале XX века и вовсе провалились. Поярков - не Чехов, скажете вы. Кто знает? Ведь и великий Вампилов не сразу бил признан (кстати, а так уж часто ставят его в наши дни, несмотря на Вампиловский фестиваль в Иркутске?).

  Хорош Владимир Пузанов со своей фирменной мимикой, хотя, на мой взгляд, ее местами становится просто многовато - зал-то небольшой и всем все видно (однако, судя по пьесе Алексея Пояркова, фрагменты из которой были вывешены в фойе на выс-тавке современной российской драматургии, он, обозначая ситуацию ремарками типа "театрально округлил глаза", показывал именно тот вариант театральности, который ближе Пузанову. Тогда все в точку и упрекать актера не в чем). Здесь для меня эталоном естественности все же служит "ОдноврЕмЕнно", когда герои существуют на сцене, не педалируя голосом и не "делая глазки". Но у каждого свой взгляд на вещи, у каждой пьесы - свой способ применения. И все же живут в "Татарине маленьком" в иной, более естественной театральной реальности Алексей Максименко (шулер Семен Петрович) и величественно-прекрасно-хитроумная Ирина Иванова (Елизавета Капитоновна), не утрируя и не играя мимикой.

  ...Трагикомедия заканчивается тем же, чем и началась: Коляй Коляич, вернувшийся к своему первоначальному "склеротичному" состоянию, берет в руки гитару... Все возвращается на круги своя? И кажется, сейчас из-за кулис появятся Семен Петрович и Елизавета Капитоновна, чтобы попросить у хозяина имения коляску, а затем выпроводить его подальше...

Сергей Павленко
"Сегодняшняя газета", 28 ноября 2001 года

Другие статьи

Наверх