Хозяйка гостиницы Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Жертвоприношение царя Петра

  Премьерой драмы "Пётр и Алексей" по пьесе Фридриха Горенштейна "Детоубийца" в постановке Владимира Гурфинкеля открыл очередной сезон Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина.

  ..."А вообще-то России после Петра Первого очень не везло на царей... Это уж моё личное мнение", - безапелляционно произнёс когда-то школьник Сыромятников из фильма "Доживём до понедельника". И фраза стала почти крылатой. Но вот был ли Пётр тем самым царём, с которым повезло России? И был ли он не только Первым, но и Великим? Последнее утверждение опровергается и пьесой Ф. Горенштейна, и новым спектаклем театра Пушкина.

  В тридцатых годах двадцатого века в России появилась необходимость в обожествлении Петра Первого, в оправдании всего того, что он сделал и сотворил. Тогда-то был написан Алексеем Толстым пусть и талантливый, но неоднозначный роман, сразу же книга была экранизирована. И образы Петра и Алексея, созданные гениальными Николаями - Симоновым и Черкасовым, стали на десятилетия почти каноническими. И тем актёрам, что шли следом, было практически невозможно создать что-то новое. И Петренко, и Давыдов, и Золотухин в роли Петра Первого играли, на мой взгляд, не образ, а некую заданную икону.

  Удалось ли пушкинцам вырваться за существующие рамки? Либо всё пошло по накатанной? Спектакль "Пётр и Алексей" (кстати сказать, в основе пьесы роман Дмитрия Мережковского "Антихрист") создавался долго, приглашённый в театр именно на роль Петра народный артист России Алексей Исаченко шёл к этой работе трудно и напряжённо. Складывалось впечатление, что красноярский драматический намерен сделать некий качественный рывок.

  И такой рывок случился. Пусть не всё удалось театру, но спектакль был показан, я бы сказал, в чём-то даже неожиданный именно для этого коллектива. Прежде всего впечатляет удивительная сценография Ирэны Ярутис, которая работает в Красноярске уже не первый раз, но, как мне кажется, это самое заметное, что ей удалось сделать за всё время. Декорации довольно аскетичные - наклонный помост, сколоченный из кое-где прогоревших досок, постоянно вращается, превращая сценическое пространство то в дорогу к царскому трону, то в дворцовую анфиладу, то в пыточную, то в кабинеты австрийского замка. Но именно декорации в сочетании с выразительной музыкой Леонида Иновлоцкого создают мрачную атмосферу эпохи. Особенно впечатляет первая встреча Петра и Алексея, медленно сходящихся на вращающемся помосте.

  Пётр Первый в исполнении Алексея Исаченко поначалу ничем не отличается от канонического образца: всё тот же "царственный" рык, чрезмерное "давление на голос", резкие жесты, однако когда актёр играет не царя, а человека, - любящего сына, но вынужденного отдать его в жертву, Алексей Исаченко вдруг вырывается за рамки образа.

  Противостоящий ему Алексей (Сергей Селеменев) сыгран как мятущийся, то слабый, то сильный наследник престола, но это отнюдь не тот царевич Алексей, что был изображён, скажем, в романе Дмитрия Мережковского. Герой книги действительно знал, чего хотел, и писатель демонстрировал это, используя мелкие ремарки и детали. Сергей Селеменев же играет больше пацифиста, даже неврастеника, непонятно каким образом могущего помешать царю. Разве что в качестве оппозиционной иконы в борьбе против Петра, доставшего многих своими чаще всего безумными и бессмысленными реформами?

  Как всегда хорош заслуженный артист России Владислав Жуковский в роли Петра Толстого, однако, на мой взгляд, действиям его героя не хватает остроты, иначе не понятно, почему его называют обер-палачом и каким образом всё-таки ему удалось выманить Алексея из Австрии (кстати, в этом действии абсолютно выпадает Афросинья (Елена Качкалова), сочно сыгранная в старом фильме Ириной Зарубиной, и многое сделавшая, чтобы вернуть царевича в Россию). Выразительны Андрей Пашнин и Александр Истратьков (Шенборн и Дольберг), заслуженный артист России Константин Вощиков (Вяземский).

  Главной находкой режиссёра Владимира Гурфинкеля стало появление хора - оказалось, что актёры театра могут ещё и петь! Да как!.. Хор становится одним из главных действующих лиц драмы. И в финале возникает бьющий по нервам образ кунсткамеры, когда сцена заставлена банками с заспиртованными младенцами (погибает ребёнок Афросиньи и Алексея, убивает своего Мария Гамильтон, детоубийцей становится и сам Пётр) и отрубленными головами (как известно, во время подавления стрелецкого бунта царь собственноручено отделил от туловищ более восьмидесяти голов). Пётр проходит по багровому помосту, из которого торчат отрубленные головы. Звучит трагический глас хора...

Сергей Павленко
"Красноярская неделя", N43, 24 октября 2002 года

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет