Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы Семейный портрет с посторонним


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

"Ах, зачем эта ночь?.."

В Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина - премьера комедии А. Н. Островского "Горячее сердце" в постановке Александра Бельского.

Вряд ли можно считать эту комедию лучшей в творчестве великого русского драматурга, хотя и написана она была в 1868 году, еще до таких вершинных творений Александра Николаевича, как "Волки и овцы", "Лес", "Таланты и поклонники", "Бесприданница", "Без вины виноватые", но уже после произведений "Свои люди - сочтемся", "Бедность не порок", "Доходное место", "Гроза". Но в "Горячем сердце" тесно перелелись мотивы и линии из разных пьес. Перелистывая комедию "Горячее сердце", неизменно найдешь фразы и идеи, созвучные нашему времени ("Ты знаешь наше жалованье, - плачется Матрене городничий Серапион Градобоев, - а у меня семья..." или другая фраза городничего "До Бога высоко, до царя далеко... А я у вас близко, значит, я вам и судья"), не поэтому ли режиссер Александр Бельский решил перенести на сцену именно это произведение? Но разве меньше ассоциаций в других комедиях и драмах А. Н. Островского?

Тем не менее, выбор сделан, и зрителю предстоит оценить увиденное, и, главным образом, определить, удалось ли режиссеру, решившему спектаклю в жанре балагана, провести эту линию через все три с лишним часа действия. Впрочем, зритель вряд ли станет заниматься столь "тонким" делом, для него важнее другое: понравится - не понравится? А потому как идущее полтора часа и самое длинное первое действие - и у драматурга, и у постановщика менее динамичное, своеобразный затянувшийся пролог, то, согласитесь, все-таки скучновато это вытерпеть, скучновато, хотя и начинается все вроде с детективной завязки - кражи у купца Курослепова (Николай Хомяков) двух тысяч рублей, но звучит это настолько невнятно, что внимания не привлекает. Как не привлекают внимания только-только разыгрывающиеся заслуженная артистка России Тамара Семичева (Матрена), заслуженный артист Дагестана Валерий Милошенко (Силан), Дмитрий Корявин (Гаврило), Елена Качкалова (Параша), хотя уже интересен в раскрытии характера героя Андрей Пашнин (фальшиво влюбленный в Парашу Вася Шустрый) и абсолютно повторяется, один в один напоминая... Калигулу, Александр Чередник (самовлюбленный циничный Наркис) - речевыми интонациями, жестами, даже тем, как он в одном из эпизодов "обнимает" Матрену... ногами (неужели хотя бы в этом случае режиссер не смог подсказать актеру что-то новое?). Как ни странно, но в жанр балагана вписывается только... кукольная собака, выглядывающая почти половину первого действия из будки, ведущая себя, как живая, и отыгрывающая реплики порой лучше некоторых актеров.

Но... появление городничего Серапиона Градобоева (Сергей Селеменев) буквально взрывает все действие, переводя его именно в заданные балаганные рамки. Помнится, после премьеры "Калигулы" автор этих строк отметил в той трагедии актерскую работу именно Сергея Селеменева, сравнив ее со звездным часом артиста. Ошибся, потому что роль городничего доказала: дарование Сергея Селеменева еще далеко от вершины. Актер настолько блистательно сыграл городничего, что почти никто из зрителей не догадался, что за маской персонажа именно этот актер! Как говорится, высший пилотаж!

Действительно, если уж балаган, так балаган, и заслуженный артист России Владислав Жуковский (купец Хлынов) в конце второго действия еще раз заставляет зрительный зал содрогаться от хохота, поразительно похоже сыграв всемогущего "нового русского", только сто с лишним лет назад. Остается в который раз удивляться тому, как разнообразен этот актер.

Естественно, нельзя не сказать о блистательной сценографии лауреата кинематографической премии "Ника" Сергея Коковкина (разве можно забыть его работу в том же "Калигуле"?), который выстроил на сцене купеческий двор Курослепова, по ходу дела трансформирующийся то в площадь на выезде из города, то в пароход купца Хлынова, нельзя не сказать и о художниках по костюмам и куклам - Елене Орловой и Анне Викторовой (куклы последней играют в "Горячем сердце" отведенную им как в площадном действе роль).

Сергей Павленко
"Сегодняшняя газета", 28 марта 2000 года

Программка спектакля
Другие статьи

Наверх