Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы Средство Макропулоса


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 ГАСТРОЛИ

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы

"Когда я вам гляжу в глаза, мне почему-то видятся убийцы..."

В Краевом драмтеатре имени А. С. Пушкина начались гастроли Норильского Заполярного театра драмы имени В. В. Маяковского, и это, несомненно, стало одним из важнейших событий в культурной жизни Красноярска последних лет, поскольку так давно ни один театр не приезжал в наш город с полноценными гастролями. Естественно, спектакли норильского театра вызвали у красноярцев огромный интерес.

Открывая гастроли, директор краевого драмтеатра Илья Бейлин отметил, что событие это все-таки неожиданное, потому что не очень на это надеялись, однако, к счастью, оно все же произошло.

Красноярские артисты, кстати, отбыли в Норильск с ответным визитом, и, когда они прилетели в Заполярье, то встречены были... нулевой температурой и снегом. "Мы встречаем жарой, - сказал по этому поводу директор красноярского театра, - они - снегом. Традиции не нарушаются? где нужно - тепло либо холодно, а между нами - постоянная дружба."

"Слава Богу, появились гастроли!" - как бы подвел итог торжественной части художественный руководитель норильского театра Александр Зыков.

А затем началось то, ради чего зрители собрались в зале театра - "Королевские игры" Григория Горина, имеющие жанровый подзаголовок "Фантазия на тему..." - масштабный спектакль, главными героями которого являются большей частью исторически реальные персонажи - король Англии Генрих VIII (заслуженный артист России Василий Решетников), его вторая жена Анна Болейн (Анна Титова), канцлер королевства Томас Кромвель (Сергей Игольников), кардинал Вулси (Лаврентий Сорокин), писатель и философ Томас Мор (Виталий Кузьменко)...

Естественно, чтобы укрыться от нападок профессиональных историков, например, в передергивании каких-то фактов, Григорий Горин, помня, видимо, фразу Александра Дюма-отца об истории как о гвозде, на которой тот развешивал свои сюжеты (и "Тиль", и "Чума на оба ваши дома", и "Тот самый Мюнхгаузен" тому подтверждением), все-таки назвал свои "Королевские игры" "фантазией на тему..." Интересно, ведь вроде бы все, за редким исключением, соответствует действительности: и Генрих VIII из-за того, что папа римский не дал ему развода для женитьбы на Анне Болейн, устроил по подсказке Кромвеля "развод с церковью" и присвоил себе ее власть, и Анна позднее взошла на эшафот по обвинению в измене государству (на самом деле - в "супружеской измене"), но настолько все это современно и осовремененно... От прямых цитат, звучащих злободневно ("Пора решить - мы кто: великая страна или отхожее место?") до персонажей "массовки", появляющихся, скажем, в костюмах, отдаленно напоминающих омоновские. В "Королевских играх" нет ни бород, которые тогда были в моде, ни присущих тому времени причесок, да и сам "безумно влюбленный", а на деле - циничный и прагматичный, - король Генрих VIII вряд ли был таковым, как его представил Григорий Горин (как-никак, после Анны Болейн он еще четырех жен сменил!) - лишь одежда довольно условно создает исторический антураж.

Художник Татьяна Ногинова выстроила на сцене английский замок XV века - с поднимающимися на цепях воротами, а постановщик Александр Зыков прекрасно использовал это сценическое пространство. Достаточно сказать, что великолепный находкой смотрится именно стоящие на самой вершине поднимающегося моста то стражник Генриха VIII, приветствующий народ "народ" а ля Брежнев, то сам король, произносящий сверху пламенную речь и осматривающий просторы своей державы, то несчастная королева Анна. Музыка же Леонида Иновлоцкого создает дополнительную атмосферу времен Англии того времени.

Естественно, в центре два актера, на которых по сути дела и держится спектакль - Генрих VIII (Василий Решетников) и Анна Болейн (Анна Титова). Конечно, более опытный актер "выигрывает" эту "дуэль", и выглядит по ходу действия таким разным, что диву даешься: как он может так меняться - от безумно влюбленного до безумно негодующего, от внимающего стихам поэта Уайета (Андрей Ксенюк) до притягивающего его к себе, когда никто не видит "просвещенного монарха", и выговаривающего ему в нескрываемой ненависти слова о цензуре.

Но еще несколько актеров запоминаются буквально сразу, и при новых встречах с ними в новых спектаклях их не спутаешь уже ни с кем. Через весь спектакль проходит Сергей Ребрий в совсем не главной роли Слуги - великолепный комический актер, способный буквально без слов, только взглядом, мимикой, жестом выразить все, что необходимо. Запоминается Владимир Тягичев (Норфолк) - этакий вариант русского поручика Ржевского. И, главным открытием лично для меня стал Сергей Игольников (Кромвель). Да, постановщик Александр Зыков так выстроил действие, что этот "черный гений" Генриха VIII постоянно находится на сцене, даже тогда, когда его нет. Но вот когда он в массовке - хочется смотреть только и только на него, потому что этот актер каким-то непостижимым образом, находясь в стороне от основных событий и молча наблюдая за происходящим, все-таки остается в них и влияет на них - бывает, одной лишь скептической улыбкой. А это, согласитесь, высший пилотаж актерского мастерства.

Стоит сказать немного и о собственно постановке, разделенной как бы на две контрастные части - белую и черную (любовь и смерть). И если в первой половине преобладают все же светлые тона, то вторая - царство черного и красного, причем, порой лишь тонкими намеками, деталями, штрихами. Вот Кромвель уносит красную шапку Генриха VIII, а она в его руке почему-то напоминает... отрубленную голову. Чью? Ведь это совсем другой Кромвель - Томас, а не Оливер, отправивший на смерть короля. Но есть какие-то исторические связи? Вот сверху на голову Анне, отаравляющейся на плаху, падает красный шарф. Вот появляются на сцене стражники в черном, отливающем красным, в каких-то странных костюмах из будущего (почему-то сразу вспоминаются пожарные из "451 по Фаренгейту" Рэя Бредбери). Вот, после казни Анны выходит на сцену маленькая Елизавета I (Алиса Федорова) - в красном платье (!) и ставит блистательную, четко выверенную режиссером точку в этих "королевских играх", про которые по ходу действия было сказано: "Пред тем, как убивать, любят поиграть, как кошка с мышкой"...

Сергей Павленко
"Сегодняшняя газета", 3 июля 2000

P.S. Маленький исторический нюанс: Елизавета I стала королевой лишь после смерти дочери Генриха VIII от первого брака Марии Тюдор. Так что этот драматургический акцент - увы, "фантазия на тему..."


Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет