Семейный портрет с посторонним Семейный портрет с посторонним Семейный портрет с посторонним


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 ГАСТРОЛИ

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы

Амор и море

В качестве прелюдии - любопытнейшая история, к сожалению, неоконченная. К знаменитому режиссеру Михаилу Ромму обратился молодой человек с просьбой посмотреть его дебютный киносценарий. Сценарий назывался "Жди меня". "Хорошо, - сказал безотказный Ромм, - приходите завтра." На другой день, когда юноша спросил у мастера, понравилась ли его работа, тот ответил: "Когда-то Константин Симонов написал прекрасное стихотворение "Жди меня". Затем его стихи были положены на музыку и получилась неплохая песня. Вскоре в продаже появились открытки с той же надписью - "Жди меня". В конце концов стали выпускать вонючий одеколон с тем же названием. Так вот, молодой человек, вы сделали одеколон. Но фильм мы снимаем."

Современный мейстерзингер Шизгал обработал античный бродячий сюжет о любовном треугольнике, воспользовавшись статусом драматурга. Получилась средней фарсовости пьеса. Режиссер и художественный руководитель Заполярного театра драмы Александр Зыков эту пьесу поставил. Вышла комедия дельарте, "комедия масок". Актерское трио - Лаврентий Сорокин, Сергей Ребрий и Нина Валенская буффонно ее разыграли. Зрители увидели клоунаду. То есть "одеколон". Но не стоило было зажимать нос на спектакле в опасении испортить обоняние.

Зрителю нужно вдохнуть полными легкими этот запах, потому что главный его ингридиент - нашатырный спирт. Тот, что протрезвляет и прочищает мозги.

Афиша именно этого спектакля первой бросается в глаза. Мало того. Названием сразу заявлена тема (куда там шекспировской "Ромео и Джульетте"), обозначено и отношение к ней автора. Ироничные две латинские F в окончании настраивают на нужный лад и зрителя - "А любовь, Фимка, у римлянов зовется амор. И глазами так у-у..."

Первым на сцене (или арене?) появляется Гарри Берлин. Условно-досрочно назовем его Пьеро. Хронический неудачник и шизофреник с полным набором болезней и комплексов. Предприняв две попытки самоубийства, готовится к третьей, но... Утопиться ему мешает неожиданно появившийся старый школьный товарищ Милт Менвилл, Арлекин с виртуальной бамбуковой палкой - собственным благополучием, акциями, закладными и долговыми обязательствами.

Начало встречи этих двух клоунов - Белого и Рыжего - не случайно решено пантомимически. Иногда жесты много красноречивее звуков, соединенных в слова и предложения. Очень неплохо актеры двигались по сцене. Интонации, гротескность речи обоих попугивают своей предельностью. Хочется думать, что все это лишь дешевый балаган с веселыми картинками, но обремененная знанием театральных канонов публика понимает, что основные идеи вкладываются именно в уста шутов и паяцев, а оттого напряженно пытается декодировать смысл практически бессвязной речи двух героев. Их слова перекатываются, как черви в консервной банке, только изредка сплетаясь.

Узнаваемость ситуации - стопроцентная. В жизни почти каждого человека была такая "встреча после пятнадцатилетней разлуки", когда приходилось прибрасывать на весах времени, кто, сколько и чего добился. Использовав именно эффект узнавания ситуации, режиссеру в первый раз удалось привлечь внимание зрителя, прыснуть в лицо одеколоном, обжечь.

Далее, по ходу пьесы, выясняется, что и Берлина, и Менвилла привело на берег моря общее желание - покончить с собой. Естественно, из-за любви. Берлин, оказывается, вообще не знает, что это такое, а потому хочет утопиться от неразделенной жалости к самому себе. Скованный узами брака серцеед Менвилл сгорает от любви к некой усатой даме, но опутанный сетью супружеских обязательств, может позволить себе лишь уйти из жизни. Это еще один режиссерский удар ниже пояса - некоторые зрители непроизвольно стали потирать одинокий шрам на левой руке.

Женщину долго шерше не пришлось, она сама появилась на сцене, шурша воланами, престарелая Мальвина, жена Менвилла, Эллен. Со своим грузом проблем, который она как старый чемодан пытается спихнуть то направо, то налево. Но хитроумный Арлекин всех переиграл - друг детства получается роскошный подарок - подержанную жену, бывшая половина - нового мужа, который будет приходить домой в пять часов вечера с газетой, и вообще, очень порядочный и интеллигентный человек. Менвиллу же достаются всего лишь свобода и пять долларов, одолженные у Берлина. Все карты вроде бы легли по местам, каждый теперь имеет то, о чем мечтал. Пьеро обрел любовь, необходимую ему для целостности, Мальвина - семью, Арлекин, потряхивая бубенцами на концах колпака, теперь движется налегке.

Прошло время. Тот же берег, тот же маяк, то же море... Хотя трудно назвать морем жидкую субстанцию, куда время от времени создатели спектакля макают своих героев. Конечно это символ, вот только чего? Жизни? Счастья? Времени? Трактовок может быть без числа, любой в состоянии выбрать ближайшую.

И каждый из троицы выбрал для себя необходимое. Для Берлина оно теперь спокойное, как семейная жизнь, и безбрежное, как любовь. Для бывших супругов Милта и Эллен море стало символом прошлого, хоть и не бросали они с берега монет, кто же знал... Поздно они поняли, что совершили ошибку, теперь нужно пытаться ее исправить. "Мой дом разрушила любовь, зачем в истоме сердце так стучало, ах, если б все начать сначала..." - эта песня звучит как приговор безумному Пьеро. Alles.

Мы так живем. Собака, изгадившая в детстве новые габардиновые брюки, может сломать вам жизнь. Позавчерашний друг со вчерашнею женой способны утопить. Мы всю жизнь составляем формулы любви, говоря, что это "взаимообмен чувств, основанный на духовной и физической близости", а оказывается, рецепт прост: 2/3 воды, 1/3 молока... Проще надо смотреть на вещи и хотя бы изредка пользоваться одеколоном серии "Красная Москва". "Пять долларов псу под хвост!" - восклицает чудом оставшийся в живых недавний романтик Пьеро. Поистине эта троица неразлучна. Представление начинается, почтеннейшая публика, дышите глубже.

Алексей Колесов
"Известия", 7 июля 2000


Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет