Чужой ребенок Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 ГАСТРОЛИ

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы

История театра

"И свет во тьме светит"

Как перед истинным Богом скажу,
если кто меня спросит, чего я
заслуживаю: заслуживаю я
каторжных работ

М. Булгаков, "Богема"

На юге Таймырского полуострова, как шутят старожилы, двенадцать месяцев зима, а остальное - лето, но и в полярную ночь, когда темнота подавляет физически, психологически, есть свои эстетические радости: северное сияние, например. На черном фоне - разноцветные блики, будто Добродетельный художник захотел вдруг сделать декорации повеселее.

Эмблемой самого северного в мире драматического театра за 69-ой параллелью стал белый медведь, вытянувший шею к радуге северного сияния. "Оно колышется, переливается точно театральный занавес." ("Заполярная правда", 21 мая 1966 г.) Оно - воплощение той удивительной красоты ("ты вся не отсюда" А. Блок), что заставляет забыть об обыденности...

А в "партере" - "замороженная пустыня", как назвал тундру американский журналист Морис Гиндус в военном сорок четвертом году, и горестная трагическая история города, стоявшего не только на вечной мерзлоте, но и на костях Нориллага.

Территория, на которой согнанные со всех городов и весей зэки строили знаменитый теперь Горно-металлургический комбинат, состояла из пятнадцати лагерных отделений. В каждом из них - свой театр с маленькой труппой. Нет, это не чудо, а КВЧ (т.е. культурно-воспитательная часть) - одно из явлений сталинской политики создания "нового человека": "Тюремному строительству капиталистических стран пролетариат СССР противопоставил свое культурное строительство..." (И. Апетер, один из руководителей ГУЛАГа).

"Крепостными театрами" назвал подобные образования А. И. Солженицын. Культуру в них строили "когтистой лапой", но со вкусом, ведь было из кого выбирать. А ежели каких кадров не хватало, искали на "воле".

Режиссер Р. В. Варпаховский вспоминал, что во время работы над оперой "Травиата" Дж. Верди, премьеру которой начальница лагеря почему-то решила приурочить к 8 Марта, он выразил тревогу по поводу звучания хора.

- Не волнуйтесь, - успокаивала его благодетельница-меломан. "Через неделю к нам в полном составе прибудет академическая капелла из Эстонии." (Б. Поюровский)

Нет сомнения, арестованные внезапно хористы прониклись трагическим пафосом и доставили своим пением истинное эстетическое наслаждение меценатке.

Лагерные порядки не были только частью быта, а деформировали творческое (или богемное) сознание.

А. М. Зыков, нынешний художественный руководитель Норильского Заполярного театра, рассказал, как удивила его однажды истовость, с которой заведующий музыкальной частью Воркутинского лагтеатра (режисссером там был украинец Курбас), по прошествии уже многих лет, хвалил своего начальника за жесткую дисциплину: "хороший ведь был режиссер", поскольку мог, выдав пьесу актерам, приказать: "Чтоб завтра все знали текст!" И все "знали текст". А если кто-нибудь "не знал" - то "на общие", т.е. на верную гибель.

Что ж, "умеренность и аккуратность" на грани выживания - "чудеснейшие два" таланта, стоят всех остальных!

О логике же зрительского восприятия можно судить хотя бы по рассуждению автора "Архипелага ГУЛАГ".

"О странное ощущение! Смотреть в лагерной столовой постановку профессиональных актеров - зэков! Смех, улыбки, пение, белые платьица, черные сюртуки. Но - какие сроки у них? По каким статьям они сидят?.. У обычного актера перевоплощение только одно - в роль. Здесь двойная игра, двойное перевоплощение: сперва изобразить из себя свободного актера, а потом - изобразить роль."

В этом узком пространстве между жизнью и смертью, в этом девятом круге ада (а там, по Данте, как в Норильске, - очень холодно) люди творили иную реальность. Ради чего? Ради Свободы!"

Лагерное искусство, битое, стреляное, огражденное со всех сторон колючей проволокой, пропахшее бараками, было возможностью хотя бы на мгновение преобразить мир по законам Истины, Добра, Красоты.

О чем думали те зэки, что меняли телогрейки на "белые платьица" и "черные сюртуки"? (А ведь шили театральные костюмы лучшие портные!)

Что чувствовали те пятнадцать зэковских театральных коллективов, когда устраивали по весне... фествали? (Удивительно, но это было!)

Что переживали те зэки, которые смотрели те зэковские фестивали? И они, и их начальники со своими семьями, и "вольные" - все собирались в зрительных залах почему? Не потому ли, что искусство "поверх барьеров" говорит с душами как "врагов народа", так и его "друзей", или же "слуг"!?

"Счастье и сладкая боль сердечная, восторг до слез - вот что такое был для нас Норильский театр в то далекое время", - вспоминают старожилы.

В самом начале Великой Отечественной войны по инициативе тогдашнего директора комбината, комиссара госбезопасности А. А. Панюкова и народной артистки СССР В. Н. Пашенной, правительством было принято решение о создании в Норильске профессионального, "стационарного" театра. Часть труппы - привезенные по Енисею актеры первого Заполярного театра из Игарки, другая часть - местные "враги народа", для них звание артиста - это официальная возможность перехода из зоны за колючей проволокой на волю по соседству, пусть даж всего на несколько часов (радость, никому из нас неведомая, но, наверное, более высокая, чем обладание самыми почетными наградами).

Кстати, первое путешествие части Норильского творческого коллектива по Енисею не обошлось без "приключения": на пристань в Красноярске не пришел человек, который отвечал за билеты и деньги. И хоть генералы НКВД велели "посадить" артистов... на пароход, средств "на пропитание" все-таки не дали. Директор театра Бороденко, хороший преферансист, собрал то, что осталось - для первых ставок - и вступил с Госбезопасностью в карточный поединок. На выигрыши он кормил труппу! Не правда ли, символично и поучительно. "Что наша жизнь - игра!" - это логика прошлого века. "Умеешь играть - будешь жить" - это логика века нынешнего.

6 ноября 1941 года Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии поднял занавес.

Безусловно, репертуар ярко характеризует направленность, идеологию. А. И. Солженицын, описывая ту часть музы Талии в ГУЛАГе, полон иронии. Он перечисляет тематику "драмработ": "обслуживание Красного Календаря", "живая газет", "инсценированные агитсуды", "оратория на тему сентябрьского пленума ЦК", "музыкальный скетч", Марш статей Уголовного Кодекса (58-ая - хромая Баба-Яга). "Как это все украшало жизнь заключенных, как помогало им тянуться к свету!"

А вот в Норильске оказалось иначе. Представьте лагерный барак в затерянном посреди тундры поселке, а на стене - афиша: А. Н. Островский, "Без вины виноватые"... Вот вам и Слово правды, которое как гласит народная мудрость, "весь мир перетянет". Любимая, кстати, пословица автора "Архипелага..." Или воторая премьера: А. М. Горький, "На дне"... Тут ему и место, революционному нашему гуманисту. Не могу отказать себе в удовольствии - вообразить зэка, произносящего монолог Сталина: "Человек - это звучит гордо..." Звучит! Еще как звучит!

Рассказывают, что одним из самых страшных наказаний для осужденных было лишение возможности посещать театр. А ведь в этом, вероятно, и заключается один из секретов "загадочной русской души". Философ Н. Бердяев, рассуждая о России, обронил фразу: "Русская мысль застветилась во тьме". Поэтично и точно: есть тут энергия внетреннего сопротивления, и еще - уход из мира внешнего. Как ни вспомнить северное сияние на эмблеме Норильского Заполярного!.. Так и началась театральная весна - на вечной мерзлоте.

Лада Шебеко
руководитель литературно-драматургической частью театра

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет