Чужой ребенок Чужой ребенок Алиса в Стране Чудес


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 ГАСТРОЛИ

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы

Любовь и плаха королей

28 июня спектаклем "Королевские игры" по пьесе Григория Горина Норильский Заполярный театр драмы имени В. В. Маяковского открыл гастроли в Красноярске. Режиссер-постановщик - Заслуженный деятель искусств России Александр Зыков. Художник - Татьяна Логинова. композитор - Леонид Иновлоцкий.

Казалось бы, какой интерес могут вызвать у нас сегодня любовные страсти средневекового тирана, английского короля Генриха VIII? Что нам до его вожделений к строптивой красавицу Анне Болейн? Кому они нужны сейчас, короли и королевы, их недобрые игры друг сдругом, венцом которых становилась плаха?

Оказывается, нужны - если отдаленнейшую от нас эпоху осмысливает талантливейший драматург, каким и был безвременно ушедший в этом месяце Григорий Горин. Пьесе "Королевские игры" актуальна во все времена, потому что очень понятно рассказывает о том, что любая политическая ситуация зависит от того, какими чувствами наполнены творцы истории, добро или зло движет их поступками.

Два креста на заднем плане сцене, символизирующие церковь. Подиум, как мост средневековой крепости, поднимающийся и опускающийся, возвышающий героев спектакля и опрокидывающийся на них - сценографические реалии данной постановки скупы, но они целиком и полностью символизируют кровавые времена любвеобильного Генриха VIII и подчеркивают главную идею драматурга. Пьеса и спектакль (если только возможно столь сложное произведение пересказать одной фразой) о том кресте, который несет на себе любой правитель в любую эпоху. Тиран он или демократ, но наделенный неограниченными полномочиями, все равно человек, зависимый от окружения, ситуаций, рока в конце концов. Не случайно Леонид Иновлоцкий написал щемяще лиричную и одновременно трагическую музыку, передающую переживания главных героев. Не случайно режиссер выстроил актерский ансамбль так, что все без исключения персонажи выглядят действующими лицами не исторической драмы, а скорее трагикомедии с роковыми обстоятельствами. Они существуют на сцене в жестко-экспрессивном темпоритме, в накале высоких и низких эмоций, где смешное тесно переплетается с грустным и даже страшным. Иначе, наверное, говорить сегодня о короле-тиране и его любви, повергшей страну в пучину хаоса, невозможно. Любовь Генриха к Анне Болейн, амбиции красавицы привели страну к церковной реформации, а значит - к расколу и междуусобицам, к активной работе топора на королевской плахе.

Все эти мысли возникают от соприкосновения не только со сценографией и музыкой, но прежде всего с исполнителями. Основная смысловая и эмоциональная нагрузка падает, безусловно, на заслуженного артиста России Василия Решетникова (Генрих) и молодую актрису Анну Титову (госпожа Болейн). По актерскому темпераменту, умению собрать воедино эмоции и выплеснуть их на головы зрителей Василию Решетникову равных найдется немного. Его Генрих безобразен в своих поступках, но не лишен человеческого обаяния. Артист не пытается изображать английского короля, и это правильно, потому что нам не дано знать, каким на самом деле был средневековый британский тиран. Человека - чуть старше среднего возраста - обуревает страсть. Он осознает, что его любовь не принесет блага подданным, но во имя страсти он готов порушить устоявшиеся традиции - под маркой патриотизма и государственности (знакомый лейтмотив, не правда ли?)

Стройный, элегантный мужчина, умный и коварный, страдающий, в чем-то даже слабый (когда дело касается чувств) - отнюдь не книжный злодей. Но честное слово, это самое страшное, если черные дела творит на миру обаятельный и неглупый человек. Опять-таки горинская мысль, удачно воплощенная авторами спектакля на сцене.

Не каждый день случается такое - симпатичные внешние данные исполнителей ролей органично соединяются с отрицательной сутью изображаемых ими героев. Возьмем молодую королеву Анну Болейн. Милая норильская девочка Аня Титова в облике английской аристократки, на первый взгляд, вполне светла в своих чувствах и помыслах. Но за этой чуть ли не ангельской внешностью кроются огромнейшие властные амбиции. Просыпающаяся любовь к всесильному Генриху не столько возвышает, сколько унижает Ануу, и это состояние актрисе удается все время держать на поверхности. Болейн у Титовой любит и страдает от своей любви, она в одно и то же время и жертва, и палач собственной судьбы. Она, как и Генрих, существует в единении слабости и силы. Это очень сложная роль для молодой артистки - потому и радостно видеть на сцене исполнительницу, способную убедительно передать светлые и темные стороны души героини.

Очень притягателен в своем человеческом обаянии актер Лаврентий Сорокин. Но его кардинал Вулси, благословивший трагическую церковную реформацию в Англии, а значит, непомерные амбиции короля, временами жалок и отвратителен. Кардинал-конформист у Лаврентия Сорокина пугающе живой и реальный, он будто бы "въехал" на машине времени из Средневековья в наше бытие. Сочевствуешь его уму, но не приемлешь его страха.

Милейший Сергей Игольников, с широкой улыбкой, худощавый и элегантный, в роли секретаря Кромвеля сквозь маску доброжелательности сумал-таки проявить подлинное отвратительное лицо негодяя и предателя.

Лорд Норфолк у Владимира Тягичева почти как Джан Фальстаф, скабрезный добряк и кутила, на поверку оказывающийся с дрянцой в душе. Косящий под полуглухого дурачка Слуга - Сергей Ребрий - все на свете слышит, понимает и тоже готов оказать любую пакостную услугу властителям. Великолепно поставлена сцена, где он одной лишь мимикой выражает верноподданические чувства Генриху, в демагогическом порыве обращающемуся за "советом" к Слуге, как представителю народа. Лжива в своих чувствах Джейн Сеймур (Галина Мельникова), почти натуралистично изображающая эротическую готовность отдаться Генриху. Двойное донцу и у очень колоритной парочки - Норриса и Смиттона (Александр Глушков и Александр Черкашин). Этакие душки, готовые как угодно подмазаться под хорошее настроение короля и королевы... Они преображаются лишь в сцене суда, после пыток.

Все персонажи этого спектакля наполнены целым каскадом эмоций. К сожалению, в ряде сцен эмоции эти становились не совсем управляемыми. Излишние крики и "плюсование" ряда артистов не способствовали ансамблевой гармонии, а скорее разрушали ее. В воплощении тонкой и умнейшей пьесы Григория Горина хотелось бы видеть и слышать больше пауз. Не вредно было бы ввести в актерскую палитру спектакля более нежные и не такие яркие краски. "Королевские игры" требуют, на мой взгляд, не только экспрессивных шумов, но и благословенно разумчивой тишины. Она необходима, чтобы полнее осмыслить главное: люди играют в жестокие, смертельные игры с властями и друг с другом, и все они губят не только себя, но и способствуют тому, чтобы в финале подиум - висячий мост - похоронил под собой тирана Генриха - смертного, как и все люди. Любовные и властные амбиции царствующих особ и их окружения подвластны окончательному приговору плахи, и об этом стоит серьезно задуматься всем нам в сегодняшнем времени, которое может породить своих генрихов и болейн, своих конформистов-вулси и те жертвы, которыми оплачиваются королевские страсти. Смотрим спектакль. Думаем. Анализируем. Сострадаем...

Виктор Евграфов
"Городские новости", 29 июня 2000


Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет