Средство Макропулоса Кадриль Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Двое против всего мира

Уроженец Праги, швейцарский немецкоязычный драматург Игорь Бауэршима, несмотря на свой сорокалетний возраст (много это, впрочем, или мало?), заставил говорить о себе весь мир. Архитектор, композитор, пишущий для театра и кино, основатель собственного свободного театра "OFF OFF Buhne" (неофициальность театра подчеркивается двойным OFF), в котором поставил семь своих пьес - это Игорь Бауэршима. Слава о нем добралась, наконец, до России, где сразу два театра практически одновременно поставили его пьесу "Норвегия. Сегодня". Московский Театр. DOC оставил авторское название (кстати говоря, во второй половине января планируется приезд москвичей в Красноярск с этим спектаклем), постановщик же в Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина Алексей Крикливый название поменял, возможно, для кассы - "Бунтовщики в Интернете". Или это сделала администрация театра? Ну и пусть: в данном случае, как говорится, от перемены мест слагаемых... ничего не изменится.

"Норвегия. Сегодня" - интеллектуальная драма, написанная на основе реального события, о котором автор прочитал в газете. Герои нашли друг друга в Интернете. Их реплики, которыми они стремительно перекидываются, в точности копируют стилистику сегодняшнего общения молодых. Сюжет прост. Молодые люди - Юлия и Август знакомятся через Интернет. И девушка предлагает юноше вместе... покончить с собой. Они забираются на заснеженные норвежские горные вершины, чтобы оттуда броситься вниз...

Обилие технических средств - видеопроекция, активное использование видеокамеры с перенесением изображения на тот же экран-задник, несколько мониторов, на которых демонстрируются то компьютерные инсталляции, то фрагменты из фильма с участием Натали Вуд (ее имя произносится в ходе спектакля как пример актрисы, покончившей с собой), даже сами мониторы, в неработающем состоянии излучающие голубой свет и очень напоминающие окна Windows -- все это, конечно же, активно работает на сам спектакль, в котором всего лишь два героя - Юлия и Август. Естественно, молодым актерам (а Виктория Болотова вообще дебютантка) приходится нелегко, потому что даже маститым артистам оказывается порой не под силу "держать зал" в течение почти двух часов. А Виктория Болотова и Максим Третьяк держат! Держат исключительно ни на секунду не прерывающимся и стремительно произносимым диалогом, напоминающим общение в интернетовском чате.

Герои нашли друг друга в Интернете. Что может быть актуальнее? Она - привыкшая командовать, он - стеснительный и нерешительный. Непримиримое отношение к жизни объединяет молодых людей, которые готовы покончить с собой. Вот только не могут подобрать формулировку, способную объяснить, зачем им это нужно? Собственно, большая часть спектакля и проходит под знаком выяснения этого непростого вопроса. Кажется, формулировка найдена: "Если мир плох (а он несомненно плох) - надо либо уничтожить этот мир, либо уничтожить себя". И молодые люди начинают записывать на для чего-то захваченную видеокамеру свои послания миру, который они собираются оставить. Но мир-то оказывается - это родные, это мать, это отец, это братья и сестры, с которыми вовсе на так-то просто расстаться. И наконец, это красота окружающего мира, которая постоянно подчеркивается видеопроекцией на заднем плане, это непередаваемый волшебный вид северного сияния. И юношеское бунтарство неизбежно перерастает даже не в любовь, а в некое взаимное чувство привязанности.

Пьеса Игоря Бауэршимы весьма непроста для восприятия - она становится то трагической, то комической, то абсурдной. И все эти мгновенные переходы из одной ипостаси в другую ложатся на плечи актеров, которые с честью выдерживают это испытание. Жаль только, что режиссер временами "не доверяет" им и старается "подпереть" действие излишними картинками, что только мешает воспринимать текст.

Финал остается открытым. Герои, взявшись за руки, решают: "Давай уйдем отсюда..." Куда? В бездну или навстречу новой жизни? По информации из печатных источников, сам Бауэршима в своем спектакле отправил молодых героев в пропасть. Алексей Крикливый оставил зрителям возможность подумать. А задуматься есть о чем, особенно молодым, которые, наверное, найдут ассоциации с собственной действительностью.

Виктор Максимов
"Сегодняшняя газета", 9 января 2004 года

Другие статьи

Наверх