Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы Хозяйка гостиницы


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Горячее сибирское сердце

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР УДИВИЛ ПЕТЕРБУРГ НЕИСТОВЫМ ЖИЗНЕЛЮБИЕМ

     За 125 лет своей истории на гастроли в Санкт-Петербург Красноярский драматический театр имени Пушкина приезжал всего лишь дважды. Первый раз это было в самом начале 50-х. Второй раз это произошло летом нынешнего года, когда сибиряки мужественно осваивали непривычную для себя сцену петербургского ТЮЗа, где волею судеб им довелось гастролировать. К столь важному событию коллектив подготовился основательно, продемонстрировав владение приемами современного театрального менеджмента и информационную культуру.

     Только ленивый не мог заметить в нашем городе афиш и плакатов красноярцев. Их немного подвела солнечная погода, выманившая потенциальную публику на природу. Однако устная молва оказалась сильнее, и к финалу гастролей администраторам гостей уже приходилось решать серьезные проблемы с рассаживанием зрителей, желавших попасть на спектакли. Особенной популярностью пользовались спектакли, которые сибиряки играли на Малой сцене: "Кто боится Вирджинии Вулф?" Эдварда Олби, "Моему возлюбленному, после смерти" Федора Гаврина, "Последний срок" Валентина Распутина и "ОдноврЕмЕнно" Евгения Гришковца.

     Между тем внимательный анализ гастрольной афиши гостей привел к весьма любопытному выводу. Красноярский театр охотно рекрутирует в ряды постановщиков режиссеров из разных городов и весей. Приятным выглядит и то обстоятельство, что в афише не однажды значились имена петербуржцев. Начнем с того, что вот уже третий сезон во главе театра стоит наш земляк Александр Бельский, включивший в гастрольный репертуар только два своих спектакля и тем самым подтвердивший демократизм традиций старейшего театра Сибири. Первым из них стало "Горячее сердце" Островского, которое решено в стиле яркого и красочного балагана.

     Заметим, что практически во всех спектаклях красноярцев присутствует стремление не оставлять публику равнодушной к пространственно-стилевому решению спектаклей. При раскрытии занавеса или при входе в зал зрители сразу погружаются в настроение предстоящего зрелища. Так, во втором своем гастрольном спектакле "Калигула" по драме Альбера Камю Александр Бельский предложил взору публики мрачную атмосферу Древнего Рима периода упадка (сценография Сергея Коковкина). Здесь глаз не радует даже наличие золотой мишуры. Действие сосредоточено на фигуре императора, которого играет приглашенный в театр из Петербурга Александр Чередник. Ему трудно соперничать с Жераром Филипом и Малькольмом Макдуэллом, когда-то игравшим жестокого римлянина на сцене и в кино. Вариант красноярцев, скорее, напоминает психологическую драму человека, находящегося не в ладах с собственной совестью. Александр Чередник безусловно убедителен там, где его герой находится в раздумьях. Все-таки Камю написал о Калигуле интеллектуальную драму. Но исполнителю с трудом удается убедить зрителей в абсолютной жестокости и безнравственности одного из 12 Цезарей. Его, Калигулу, не интересует власть. Он больше похож на психоаналитика, пытающегося постичь истинные мотивы поведения людей вокруг себя. Но везде царит ложь, и из ее порочного круга в спектакле не дано вырваться никому.

     Иной вариант отношений с правдой и ложью неожиданно проявился в комедийном спектакле красноярцев "Чужой ребенок", поставленном Владимиром Гурфинкелем по давней пьесе советского драматурга В. Шкваркина. Наивность драматургических построений первоисточника позволила режиссеру строить действие по иным, чем прописано в тексте комедии, законам. Постановщик увидел в пьесе редкую возможность поностальгировать о том, как любили наши бабушки и дедушки. Светлые тона декорации (художник Ирэна Ярутис) напоминают о дачных поселках 30-х годов. Что-то вроде сценического варианта "Утомленных солнцем". Однако водевильная сторона, спектакля, позволяющая публике смеяться, неожиданно начинает нагружаться драматическим подтекстом с указующими всплесками минорной музыки и резкими световыми вспышками. Нагнетается атмосфера предчувствия какой-то беды, что не всегда подкрепляется игрой актеров, комфортно чувствующих себя именно в комической стихии. Похоже, что именно сей жанр наиболее любим и наиболее зрительски успешен в Красноярском драматическом театре. Когда же в "Чужом ребенке" есть необходимость, заданная режиссером, вырваться за привычный смешливый круг жанра, то исполнители просто не успевают переключать свой эмоциональный регистр. Отсюда - и почти пародийная пластика, и жестикуляция, что соответствует выбранному стилю постановки, в драматургической основе которой лежит комедия, чей сюжет выстроен всего лишь на одном досадном недоразумении. Кстати, стиль психологического ретро в "Чужом ребенке" оказался не единственным украшением спектаклей красноярцев.

     В буффоном варианте он был продемонстрирован зрителям в экстравагантной постановке шекспировской комедии "Укрощение строптивой" Александра Нордштрема. Петербуржцем не привыкать к столь неожиданным решениям. Театралы со стажем помнят музыкальный спектакль Игоря Владимирова в Театре имени Ленсовета. Красноярцы по части хорошего театрального хулиганства пошли еще дальше. Они разыграли классический сюжет в стилистике физкультурных парадов и советского кино 30-х годов. Зрелище получилось ярким, смешным и сочным. Актеры буквально "купаются" в предложенной постановщиком атмосфере импровизации. Во время "Укрощения строптивой" я для себя отметил и то, как сильна и разнообразна мужская часть труппы наших гостей. Здесь много индивидуальностей, каждая из которых дополняет друг друга. О дамах скажу лишь, что каждая из актрис в труппе обладает конкретным набором ролей, позволяющим блеснуть и в драме, и в комедии.

     Если уж говорить о труппе наших гостей в общем, то приятно удивляет ее сбалансированность, где мастерство и опыт старшего поколения не встают преградой на пути необычных молодых дарований. В Красноярском драматическом любят актеров и уважают их. И потому, например, гастроли театра в Петербурге завершал яркий бенефисный спектакль "МаМуре", поставленный Владимиром Глазковым для Екатерины Мокиенко. Не каждый театр может позволить себе такую творческую щедрость. Красноярцам, видимо, это дано, потому что их гастроли продемонстрировали искреннее желание театра быть понятным и внятным для своего зрителя. Прежде всего, это коллектив, который боится экспериментировать, пробовать, искать. Но здесь всегда помнят о публике. И потому выстраивают свои отношения с ней продуманно и целеустремленно. Что доказали и гастроли Красноярского драматического театра в нашем городе. На фоне постоянных разговоров о кризисе традиционного репертуарного театра и требований поиска новых форм опыт наших сибирских гостей поучителен. Коллектив не выживает, а живет, радуя зрителей тем, что всегда было и есть в цене в отечественном театре. Здесь традиции находятся в гармонии с экспериментом, здесь мысли в ладу с чувствами, а благодарная публика искренне сопереживает тому, что видит на сцене.

Сергей Ильченко,
"Невское время", 07.07.2001

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет