Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес Средство Макропулоса


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Грех заразителен

    Ничего себе комедия, -- подумала я, выходя со спектакля "Орнифль, или Сквозной ветерок", -- главный герой к финалу скончался, колокола мерно звонят, женщины, любившие Орнифля, судя по всему, пребывают в страшной тоске".

    Чистота жанра никогда не была свойственна классикам. Вот и француз Жан Ануй явил на суд зрителей вопреки указанному настоящую трагикомедию. С чувствами не шутят! Однако для русской аудитории так наверное и лучше, поскольку смешное у нас гораздо легче воспринимается через призму трагического.

    Говорят, в этом году премьера "Орнифля" состоялась и в московском Театре сатиры, главного героя там играет Ширвиндт. Можно себе представить, как он резвится в этой роли, тысячу раз до этого игравший бабников и бонвиванов. Хотя, с другой стороны, это-то и плохо. Невозможно избавиться от штампов на тринадесятом году карьеры. Так вот, Народный артист России Алексей Исаченко играет скорее уставшего донжуана, нежели веселого повесу. Он более философствует, чем действует. Эротические па его еле обозначены, не завершены, все осталось за кадром, но, видимо, в былые времена аромат его приключений был столь силен, что до сих пор дурманит женщинам голову. Иначе чем объяснить то, что бедняжки повинуются ему, его голосу, словно кобры флейте факира.

    Весь сюжет, собственно, построен не на нынешних любовных приключениях графа, а на переживаниях прошлых. Из прошлого все время появляются призраки, и в конце концов герой устает отбивать их атаки. Окружающие Орнифля люди постоянно пытаются втиснуть его в привычные моральные рамки. Он единым небрежным мановением руки рушит непрочные конструкции. Для него непрочные. Он беспринципен, аморален, циничен, и судья ему -- один Бог. Который, устав наблюдать за его проделками, прекращает эту веселую жизнь. Конечно, если бы дело ограничивалось только аморальностью и цинизмом, люди не толпились бы вокруг графа, кто с яростью, а кто с удовольствием внимая ему. Орнифль -- обаятелен. Он щедр на ласки и не скуп на деньги. Он проповедует "дольче виту", а это так заманчиво. Он, верный долгу бабника, считает своим долгом не пропустить ни одной хорошенькой мордашки. Алексей Исаченко более спокоен, чем это положено по рангу казанове и, очевидно, истины, не затуманенные страстью, легче воспринимаются зрителями.

    Актерское окружение Орнифля прекрасно. Совершенно неузнаваем Александр Истратьков, который играет священника отца Дюбатона. Скрипучий голос, проповедующий библейские истины, в сочетании с внешностью демона -- заслуга гримеров -- производят совершенно ошеломительное впечатление. А его фраза про то, что материалисты никогда не смогут познать истинное наслаждение, адресованная -- кому?! -- певцу наслаждений Орнифлю и оставившая того в состоянии прострации? Нет, отец Дюбатон просто крут, несмотря на отвратительное дьявольское лицо. Действующие персонажи мало соотносятся друг с другом. Скорее это дуэты, непременной константой которых является Орнифль. Маштю и Орнифль. Графиня и Орнифль. Мадемуазель Сюпо и Орнифль. Все женщины, задействованные в спектакле, так или иначе имеют любовные отношения с Орнифлем. В замыслах покорить последнюю -- а именно невесту сына -- он и умирает. Очень эмоционально играет секретаршу графа мадемуазель Сюпо Елена Качкалова. Комплекс фанатически преданной графу старой девы раскрывается постепенно. В финале узнавшая о смерти патрона Сюпо эротически танцует на его огромной кровати -- зрелище, рождающее самые разные ассоциации и возбуждающее совершенно неожиданные мысли. Графиня в исполнении заслуженной артистки России Галины Саламатовой иллюстрирует собой вечную тему "барышни и хулигана". Она всепрощающа и трагична, и, по словам мужа, является одной из немногих женщин, которых он любил. Вся беда в том, что любая любовь у Орнифля проходит. Ипостась женщины-матери отдана на откуп горничной Ненетте (заслуженная артистка России Светлана Ильина), роман с графом был у нее так давно, что теперь она смотрит на него не иначе, как на беспутного сына, и даже трет ему спинку в ванной, когда он ее об этом попросит.

    Совершенно противоположный мужской образ подан в исполнении заслуженного артиста России Константина Вощикова. Это простак Маштю. Простак в отношениях с женщинами. В нем нет ни хитрости, ни авантюризма Орнифля, и, несмотря на то, что последний его постоянно обманывает, Маштю привязан к своему непостоянному приятелю. По принципу "противоположности притягиваются".

    Сценография спектакля проста и безыскусна. Центр декораций -- огромная кровать с балдахином -- смысл жизни Орнифля. На ней он блудит, болеет, предается размышлениям, но... не оскверняет своей смертью. Живое -- живому. Умирает он на пути к очередному любовному наслаждению, в холле какого-то там отеля.

    И хотя весь его жизненный путь, с точки зрения общепринятой морали, просто вопиет "так жить нельзя!", многие мужчины не отказались бы повторить его. Грех заразителен.

Елена Гетьман. "Очевидец", ╧ 45.

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет