Хозяйка гостиницы Алиса в Стране Чудес Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Смертельный номер за кулисами

Сочинение Леонида Андреева на сцене театра Пушкина

  Спектакль "Тот, кто получает пощечины" по пьесе Леонида Андреева в постановке московского режиссера Алексея Гирбы трудно отнести к какому-то определенному жанру. В афише он назван "драматическим представлением", однако авторам этого зрелища явно не чужд пафос шекспировских трагедий - с непременным "все умерли" в финале.

  Отличие состоит в том, что Шекспир умел писать и очень веселые комедии, рассматривая темные и светлые стороны жизни в зависимости от драматургических задач. А Леонид Андреев в своем творчестве вообще не знал счастливых концов. Он был слишком искренним "певцом отчаяния" и страдальцем за всех униженных и оскорбленных. Трагическое мироощущение было частью его личности, а общение с таким художником, тем более сильным художником, умеющим воздействовать на публику броскими и острыми образами, не всегда безобидно. Не зря современники говорили о нем: "Почитаешь два часа Андреева - три часа надо по воздуху гулять".

  В новом спектакле эта тема звучит еще категоричнее. Один из персонажей, директор цирка, добрый "папа" Брике (Николай Хомяков) постоянно твердит о вреде книжного чтения вообще. Не без основания утверждая, что книги не делают счастливее, а только учат тому, как убивать себя. Все остальное действие служит живой иллюстрацией этого убеждения.

  События разворачиваются в цирковом закулисье. Декорации, придуманные художником Павлом Пархоменко, представляют собой сложную конструкцию в несколько этажей, изображающую мрачноватую изнанку циркового великолепия. С арены доносятся крики, музыка и смех, а здесь правят усталость, губительные страсти и отчаяние. С таким же успехом действие могло происходить в богадельне - все персонажи изначально существуют словно на исходе своей жизни, сильно ею побитые и тянущие лямку из последних сил. Впрочем, в цирке этот контраст между праздничным пиршеством жизни и ее кухней удается обозначить еще острее. Одно из самых ярких его олицетворений - героиня Елены Привалихиной - бесстрашная укротительница тигров Зинида, блестящая красавица и алкоголичка, пребывающая в постоянной депрессии. Она едва терпит своего великовозрастного мужа папашу Брике и, страдая от отсутствия любви, безуспешно пытается соблазнить молодого жокея (Дмитрий Корявин), еще и еще раз разбиваясь вдребезги о его хладнокровие.

  Здесь все влюблены невпопад, нет ни одной взаимности. Все по этому поводу мучаются: от тоски или от болезненной страсти, как старый барон (Владислав Жуковский), помешавшийся на своем влечении к юной наезднице Консуэлле. В роли этой нимфетки, невольно ставшей разрушительницей чужих судеб, дебютировала молодая актриса театра Анастасия Черных. Боюсь, что зрителю осталось неясно, чем уж так она пленила всех этих неглупых мужчин. Разыгрывающиеся здесь смертельные страсти выглядят не очень правдоподобно.

  Зато в ярких красках выписана вечная андреевская мука - об одиноком человеке, торчащем "как перст из прорванной перчатки на морозе". Идею этого неизбывного, мучительного одиночества воплощает главный персонаж - писатель-неудачник (Сергей Селеменев), брошенный женой, которая ушла к его другу-сопернику и даже родила от коварного предателя сына. Пытаясь сбежать от всей этой жизни, бедолага подается в цирк и придумывает для себя смешную роль "Того, кто получает пощечины" - публике очень нравится этот аттракцион с раздаванием оплеух.

  В общем, если бы не полуобнаженные студентки театрального факультета, изображающие кордебалет с его вечным кан-каном и то и дело снующие стайками по сцене, было бы совсем грустно. Хотя спектакль явно выстраивался как роскошное зрелище. Здесь многолюдно, много движения, музыки, броских костюмов. Кроме уже названных, играют любимые многими актеры: Виктор Лосьянов, Яков Алленов, Валерий Милошенко. Настоящим открытием стала работа молодой актрисы Жанны Коняевой. Зритель привык к ее нежным, хрупким героиням, а здесь она совершенно преобразилась в роли грубоватого маленького клоуна.

  Клоун хоть куда получился и у заслуженного артиста Дагестана Валерия Милошенко, чей бенефис состоялся в театре в день премьеры. Актер праздновал свое шестидесятилетие, две трети которого он отдал сцене, сыграв около ста ролей. В Красноярском драматическом театре он работает уже 25 лет и пользуется большой любовью зрителей. Сразу после спектакля бенефицианту пришлось выдержать шквал обрушившихся на него поздравлений, цветов и подарков.

Наталия Даниленко
"Вечерний Красноярск", 7 декабря 2001 года

Другие статьи

Наверх