Чужой ребенок Семейный портрет с посторонним Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Глазами инопланетянина

из "путешествия по пьесам Гришковца" можно не возвращаться

  Самое яркое событие театральной весны оказалось за пределами одноименного фестиваля. Хотя и совпало с ним по времени. Это премьера спектакля "ОдноврЕмЕнно" на сцене современной пьесы театра Пушкина.

  Жанр спектакля обозначен как "путешествие по пьесам Евгения Гришковца. Тем, кто интересуется театром, это имя наверняка знакомо. Видеокассеты с московскими постановками работ Гришковца ходят по рукам и в нашем городе. Это один из самых модных сейчас в столице драматургов. В прошлом году Евгений стал лауреатом премии "Золотая маска" и "Триумф" в номинации "новация".

  На красноярской сцене он появился благодаря молодому режиссеру Алексею Крикливому. Алексей - выпускник нашего института искусств, сейчас заканчивает режиссерский факультет Российской Академии театрального искусства в Москве. Эта постановка - его дипломная работа.

  Давно уже не приходилось испытывать такого щемящего (щенячьего!) восторга от происходящего на сцене. Само путешествие по сочинениям Гришковца - дело невероятно увлекательное. А тут еще и проводник попался находчивый и остроумный. И автор текста, и режиссер дали актерам возможность разыграться так, что публика стонала от удовольствия. Да и сами артисты Пушкинского - Павел Авраменко, Яков Алленов, Александр Истратьков, Элина Присакару, Владимир Пузанов и Евгений Сафронов - откровенно наслаждались своей работой. Им довелось произносить очень хорошие слова. И на протяжении всего спектакля они буквально накачивали зрителя положительными эмоциями.

  Там один персонаж рассуждает, почему все так любят, когда грузины поют хором. И его осеняет, что просто хочется в Грузию, где тебе будут рады лишь только потому, что ты гость, человек. И споют тебе от души, еще не зная тебя, но уже тебе радуясь. Вот и зритель на этом спектакле чувствует себя так же обласканным. Он просто купается в этой любви, которая ни за что, даром, заранее. К нему, зрителю, обращаются напрямую, доверяясь, с просьбой понять. С ним делятся добрыми мыслями и сильными чувствами.. так разговаривают с лучшим другом. Спектакль и построен большей частью на диалогах двух друзей, остальное - прямо к залу. Зрителю отводится роль лучшего друга с самого начала, когда еще до спектакля он разглядывает программку с детскими фотографиями тех, кто над этим спектаклем работал. Фотографии смешные - такое не покажешь чужаку. А потом, по ходу действия, самих зрителей сфотографируют на моментальную карточку и дополнят этим снимком сценический интерьер. Так они очутятся внутри спектакля. да и не спектакль это уже, а живое общение.

  Зрителю вроде бы не рассказывают ничего нового, не показывают даже историю со сколько-нибудь занимательным сюжетом. Наоборот, речь идет о старом. О мыслях, к которым давно привыкли наши головы, об ощущениях, которые освоены с детства.

  Три пьесы Гришковца - "ОдноврЕмЕнно", "Записки русского путешественника" и "Зима" - Алексею Крикливому удалось собрать в единое целое без всяких натяжек. Они все по своей сути представляют дневниковые записи обыкновенного человека. То есть интимные мысли разной величины. О том, что зацепило, удивило, порадовало по ходу жизни. Никакой экзотики, стенограммы обычных разговоров обычных людей. Только это не воспринимается как будничный сор, потому что все оно пропитано мощной энергией удивления перед чудом жизни. Даже эти детские мордашки на программке и возможность сравнить их с тем, что стало и движется по сцене, - уже обнажение чуда. Весь спектакль - стирание пыли с нашей способности испытывать ощущения ("посмотреть бы на все глазами инопланетянина┘ когда стоишь посреди поля и осознаешь, что стоишь на планете, - многое теряет смысл┘"). Для такого обновления взгляда на привычное здесь используется модный в современном искусстве прием - "оживление" человека при помощи мощного потока ассоциаций действа. Существуют целые искусствоведческие теории относительно одной только новогодней атрибутики. И тут все эти искусственные елочки, пластмассовые снегурочки, горящие красные звездочки и шапочки с заячьими ушами срабатывают безотказно. Вспыхивает забытая, почти подростковая свежесть и острота восприятия. Все в спектакле служит этому: и мир предметов, который погружает в детство, и ход мыслей героев, которые воспоминаниями об этом детстве делятся. Вспоминают, как с помощью магнита передвигали бумажку по парте, мечтали поселить у себя в коробочке маленького человечка, который защищал бы от обидчиков, как впервые решились предложить девочке своей пиджак. Это у каждого из нас записано в крови. И сыграно в спектакле с таким вдохновением, что просмотр его надо прописывать по рецепту вместо витаминов. Он чистый, изящный и остроумный до того, что зрители смеются здесь не как-нибудь в кулачок, а хохочут как ненормальные, как дети, одним словом, как счастливые люди.

Наталия Даниленко
"Вечерний Красноярск", 27 апреля 2001 года

Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет