Хозяйка гостиницы Алиса в Стране Чудес Отец


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Игры для взрослых

Наш драматический театр им. Пушкина сделал горожанам подарок к новогодним праздникам - здесь состоялась премьера спектакля "Дон Жуан, или Каменный гость" по одноименной комедии Мольера.

Зрители, собираясь на спектакль, наверняка предвкушали что-нибудь этакое - ну не будут же им, в самом деле, просто пересказывать старый, как мир, сюжет о несчастном соблазнителе, казненном за легкомыслие и распутство статуей некогда убитого им Командора. Волнующая тема страсти нежной обещала ощущения острые и приятные. И зрители не обманулись в своем ожидании.

Нет, ничего нового в "историю вопроса", весьма запутанного, этот спектакль не привнес. Текст Мольера давали практически без изменений - заслуженно чтя классика, создавшего комедию вполне в русском духе: с надрывами, страданиями, переплетением страстей смешных и жестоких.

Итак, главный принцип работы режиссера очевиден - старательное украшательство. В основном за счет молчаливых зрительных образов. Высоко над сценой вдруг раздвигается черная драпировка, и крохотные белые нимфы плавно танцуют, буквально вися в воздухе, - зритель теряет ощущение пространства и реальности (не все знают, что в стене есть окно декорационного цеха, которое обычно тщательно драпируется, а режиссер Алексей Серов придумал использовать его как продолжение места действия спектакля). Еще украшения: зрители, оттаптывая друг другу ноги, пробираются на свои места, а на сцене уже Дон Жуан молчаливо сражается на шпагах с Командором и благополучно его прокалывает. В пьесе этого эпизода нет, все и так знают, что Дон Жуан когда-то убил Командора, но почему бы это не показать этак кокетливо - как бы вынеся за рамки спектакля, ведь только после того, как Дон Жуан, став убийцей, сделает свой характерный легкий подскок (деталь его образа, которая лейтмотивом пройдет через весь спектакль) - только после этого в партере гаснет свет и звучат первые слова пьесы Мольера из уст Сганареля, замечательно сыгранного Владимиром Пузановым. А еще совершенно пресный мольеровский нищий, который отказывается богохульствовать, как ни уговаривает его Дон Жуан, предлагая в награду подачку, - этот нищий, аккуратно произнеся положенный текст, вдруг начинает резвиться, сбрасывать с себя лохмотья и предстает перед ахнувшей публикой очаровательной девицей, на которой из одежды ну совсем ничего! Такого сцена нашего драматического театра наверняка еще не видела. Кстати, сам герой тоже не упускает случая продемонстрировать публике красоту и мощь своих телес - бегая по сцене нагишом. Это все как бы украшения ради самого украшения. К ним же, вероятно, следует отнести и некоторые речевые изыски. Так, герой Алексея Максименко, сицилийский крестьянин Пьеро, болтая со своей подружкой, то и дело употребляет крепкие чисто русские выраженьица. Да, возможно, это точный эквивалент ругательств мольеровского крестьянина, чьи реплики осторожные книжные переводчики в свое время сильно причесали.

Спектакль щедро украшен символикой. Туда-сюда по сцене носят скелет: "помни о смерти". Во время рокового ужина, на который Дон Жуан имел неосторожность пригласить Командора, роль стола исполняет опущенная сверху перекладина, удивительно напоминающая качели, и с этих качелей струится по всей сцене фантастических размеров скатерть. Необычное зрелище радует глаз, а любопытство ищет объяснений чуду: да это же гигантская простынь, которой можно накрыть все, что не хочется видеть. Чем выше взлетают качели, тем острее восторг, замешанный на чувстве страха и удовольствии: туда-сюда, вверх-вниз... и всегда одно и то же. Это жизнь Дон Жуана. Финал близок, и простынь скручивают на удаляющихся качелях - как скомканный флаг, как спущенный парус.

Особую наполненность спектаклю придает необычная сценография Эмиля Капелюша. На сцене нет ничего, кроме диковинных подвижных деревянных конструкций. Среди них удобно играть в прятки, а оседлав их, приятно кататься по сцене. В общем, аттракцион да и только. А кто же наш герой, как не бесстрашный сумасшедший игрок. Он играет до конца, с самой смертью, когда деревянные конструкции заменяются прозрачными, похожими на обломки стекла с острыми краями, и играть среди них становится опасно.

Еще произвол режиссера - на сцене вечно полно народа. Какие-то танцы, жмурки, суета, одним словом. Любопытно определена эта массовка в афише: "слуги, разбойники, свита, призраки и проч., проч.". Мольер этих "проч., проч." совсем не хотел. Они явно отвлекают внимание от главного героя, он как-то теряется среди них, кажется менее значительным. А выходит, в этом-то и вся соль. Дон Жуана создает молва, он интересен постольку, поскольку люди привыкли судачить о нем. Он зеркало, в котором отражаются наши собственные страсти, обнаруживается наше желание тоже играть. Ведь даже вечно читающий Дон Жуану морали его отец, очень трогательно сыгранный Валерием Дьяконовым, в какой-то момент сам повторяет характерный легкомысленный подскок своего непутевого сына. И вслед за ним прыгают зайчиками по сцене все "проч., проч.". Всем охота играть, и никакая статуя Командора нам почему-то не кажется страшной.

Зато страшна в своем беспомощном гневе брошенная жена Дон Жуана Эльвира, которую очень убедительно сыграла Татьяна Борисова. Ей удалось передать кошмар противоречий, раздирающих душу женщины, обманутой в своих любовных ожиданиях.

И все же серьезна в спектакле музыка: Моцарт, песни Тино Росси, Робертино Лоретти, Эдит Пиаф... Тоже - украшает.

Текст взят из статьи Наталии Даниленко "Игры для взрослых"
"Вечерний Красноярск", 15 января 1999 года.

Программка спектакля
Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет