Семейный портрет с посторонним Средство Макропулоса Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

"Дон Жуан":
и смерть, и слезы, и любовь

25 декабря в Красноярском драматическом театре имени Пушкина состоялась премьера спектакля "Дон Жуан, или Каменный гость" по пьесе Мольера. Режиссер - Алексей Серов.

О, эта вечная история о Дон Жуане - коварном соблазнителе, вечно ищущем свой идеал Прекрасной Дамы, дерзком ниспровергателе семейных и общественных устоев, воинствующем атеисте и богоборце, неунывающем весельчаке, гуляке и авантюристе! Какой многогранный характер! Какие богатые возможности для интерпретации! В пушкинском спектакле эти возможности использовались весьма интенсивно и впечатляюще.

Ставить хрестоматийно-классическую пьесу (Мольер!) "как полагается" - интерьеры, шпаги, кринолины, менуэты, "только после вас, мадам" - в эпоху обострения хронического кризиса в России, пожалуй, и впрямь скучно. В стремлении оторвать действие от какого бы то ни было контекста (исторического, национального) создатели спектакля преуспели стопроцентно. Герои одеты в костюмы разных стилей и разных эпох (в этом "Дон Жуан" без зазрения совести пошел по дорожке, проторенной спектаклем "Укрощение строптивой"), вместо менуэтов танцуют под Мориса Шевалье и Эдит Пиаф, иногда нецензурно ругаются, а "интерьеров" и вовсе нет.

Оформление сцены крайне лаконично и не лишено изящества. Черный фон; движущиеся серые дощатые пластины, позволяющие, впрочем, вполне наглядно (театральная условность для людей с воображением!) изобразить и набегающие на берег волны, и деревья в лесу, и постаменты для статуй в склепе. Такие декорации делают комедию Мольера черной в прямом и переносном смысле. Подобным образом в зарубежных и мистических фильмах ужасов нередко оформляют Преисподнюю... Если у Мольера (и у Пушкина в "Маленьких трагедиях") Дон Жуан попадает в ад от руки статуи Командора в финале, то, похоже, у Серова он живет в аду с самого начала спектакля. Или носит ад в душе с того момента, как дерзнул нарушить заповедь "не убий" и отнял жизнь у Командора-человека.

Дон Жуан (Яков Алленов), конечно, профессиональный нарушитель всех и всяческих заповедей. "С Небом шутки плохи", - напоминает ему слуга, прагматик и пройдоха Сганарель (Владимир Пузанов). Дон Жуан играет любовью, отцовскими чувствами, дворянской честью, даже почти богохульствует. Но это все человеческие слабости - и Небо безмолвствует. Заблудшему не прощают глумления над Смертью - приглашения статуи убитого им Командора на ужин. Это уже вызов Тьме, которая не прощает ничего.

От первого к третьему действию в душе Дон Жуана и на сцене Тьмы становится все больше - и она поглощает героев. Комедия с элементами фарса и драмы постепенно эволюционирует в полумистическую трагедию с темными фигурами Поруганной Любви (Эльвира), Грешника (Дон Жуан) и Возмездия (Статуя Командора). От первого к третьему действию становится все больше кладбищенской символики и предзнаменований - появляется посланец Тьмы (Нищий), который советует Дон Жуану идти той же дорогой, наглеют скелеты, едва мелькнувшие вначале. В общем, memento mori.

И, наконец, в каждом действии есть своя ключевая, ударная сцена, призванная, конечно, отразить душевное состояние и эволюцию персонажей, ну, и всколыхнуть зрительские эмоции - вызвать бурные и продолжительные смех, слезы, испуг, переходящие в овацию.

В первом действии - великолепнейшим образом поставленная и разыгранная сцена соблазнения Дон Жуаном сразу двух девиц. Из этого пикантного эпизода выжато все, что можно, - есть и спрятанный под юбкой незадачливый соперник, и изъятие кружевных панталончиков, и танец с ними, и, наконец, раздевание Шарлоттой и Матюриной их легкомысленного возлюбленного. Стройный Яков Алленов остается одетым в одну шляпу (помните тост про баню, голых мужчин, женщину и тазики?), что ему, надо признать, очень идет.

Во втором действии - это сцена в склепе. Темень, призраки, скрипит пол, блики лунного света из щелей... "Все портит этот Сганарель с его глупым, смешным страхом, - думает романтический зритель, - здесь должны мурашки по коже бежать!" Но вдруг падают на наши головы величественные "звуки Моцарта", каменный Командор (Виктор Лосьянов) величественно кивает - мурашки бегут!..

В третьем действии мы уже почти "там": доски декораций заменяются на пластиковые "сталактиты" - ни дать ни взять приемная Дьявола. Дон Жуану осталось немного. Приход любящей Эльвиры (Татьяна Борисова) уже ничего не изменит. Их прощальный танец-пантомима полон горькой и мрачной страсти... memento mori.

Спектакль оказался богат на актерские работы - эмоционален и неоднозначен Яков Алленов - Дон Жуан, печально смешон Валерий Дьяконов - отец Дон Жуана. Да и то, что Владимир Пузанов (Сганарель) - великолепный комик, для зрителей, пожалуй, уже не новость.

...Да, а что же Сганарель? Над неостывшим трупом своего господина он безутешен: "Мое жалованье!"

Что же мне это напоминает?

Елена Баркова
"Городские новости", январь 1999.

Программка спектакля
Другие статьи

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Касса театра в ТЦ "Красноярье" работает с 10 до 17 ч, выходной - вс
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Главный режиссер - Александр Бельский
Художник-дизайнер - Сергей Поважнюк
Директор театра - Петр Аникин

Информационная поддержка - сеть Краснет