ГАСТРОЛИ

Гастроли Норильского Заполярного театра драмы

"Игра и фантазия Норильского театра"

Для России в последние годы гастроли - событие выдающееся. Тем приятнее красноярцам по прошествии почти полутора десятилетий стать свидетелями полноценных гастролей Норильского заполярного театра драмы им. Маяковского.

Кто-то скажет: чего, дескать, особенного, ну приехали да и приехали. Круглый год из столицы приезжают, и не какой-то там Норильский театр, а самые что ни на есть "звезды", которых в кино показывают. А я так скажу: норильчане, хоть их в кино и не показывают, дадут фору любому антрепризному спектаклю со "звездами". И качество постановки лучше, и актерские работы во многом интереснее, а оформление, декорации и костюмы даже сравнивать смешно со "звездными" столом и парой стульев. И еще: вывезти в другой город большой коллектив, многочисленные декорации, костюмы и реквизит - это самый настоящий подвиг в наше время.

Норильский театр открыл гастроли спектаклем-фантазией по пьесе Григория Горина "Королевские игры". В основе сюжета - история Генриха VIII и Анны Болейн - матери первой английской королевы Елизаветы. По сути, спектакль - мистерия об Анне. Отголоски мистерии - в декорациях, как бы разделенных по средневековой традиции невидимыми линиями на две половины. Это Поднебесье, украшенное гигантскими светящимися крестами, рай, куда в финале улетает душа Анны Болейн. И это - разверстая пасть ада, в которую превращается полуопущенный мост замка, преисподняя, которая пожирает Генриха. А между ними - мирское царство. Картину мистерии дополняют музыкальное оформление (с использованием религиозных гимнов и народных мотивов) и четкая цветовая символика костюмов. В белом - Анна Болейн (Анна Титова), в черном - Генрих VIII (з.а.Р. Василий Решетников), в алом - взошедшая на престол благодаря жертве матери юная Елизавета I (Алиса Федорова).

Все это помогло режиссеру-постановщику Александру Зыкову создать интересный, со своей особой атмосферой спектакль. В четкий рисунок мизансцен органично вписываются и танцевальные, и вокальные номера. Все работает на общее действо - и гимн "Santa Dominys Deus Sawaof", и сумасшедший хор животных и птиц в исполнении придворных... Все балансирует на грани - мрака и света, любви и ненависти, чести и предательства, эгоизма и жертвенности, жизни и смерти.

Отличается, как небо и земля, от "Королевских игр" другой спектакль Норильского театра - "Домик в Коломне". Все, пожалуй, помнят прошлогоднюю "пушкинскую истерию", когда разве только на туалетной бумаге портреты Александра Сергеевича не напечатали. "Домик в Коломне" поставлен Александром Зыковым тоже к прошлогоднему 200-летию (инсценировку по мотивам произведений Пушкина написала Юлия Маринова). Но какой спектакль! Легкий, яркий, несущий атмосферу самого настоящего праздника. И Пушкин здесь - не медный истукан, но живой человек, веселый и ироничный. Фантазия девочки и ее "провожатого в мир Пушкина", знаменитого ученого кота, воскрешает поэта, который просто открывает потайную дверцу в монументе и спускается к своим читателям и персонажам. Кстати: девочка, кот, волшебная страна... Вам это не напоминает "Алису в Зазеркалье"?

Вообще, этот спектакль - синтез. В комических играх уживается и гротест площадного театра, и озорство водевиля с его песнями и танцами, и куклы, и элементы волшебного, даже сюрреалистического сна. Норильский театр умеет удивлять именно тем, что на драматической основе собирает практически все направления театрального искусства. Все это говорит об огромном профессионализме постановщика и труппы. А встреча с таким театром - настоящий праздник для зрителя. Поэтому спешите: праздник продлится всего две недели.

Рона Никкарь
"Новые времена", 5-11 июля 2000


Другие статьи