Семейный портрет с посторонним Алиса в Стране Чудес Петр и Алексей


| НОВОСТИ | РЕПЕРТУАР | СПЕКТАКЛИ |
| АРТИСТЫ | РУКОВОДСТВО |
ИСТОРИЯ | СТАТЬИ |
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЦЕН |
EMAIL | КУРИЛКА

 СТАТЬИ

Искусство говорить вполголоса

     Неблагодарное это дело - летние гастроли. Кажется, сезон уже закончен, все театральные события уже случились. Стоит ли идти в театр в такую жару?.. Однако, как выясняется, не так-то просто в нашем театральном городе устроить июльский антракт: и гастроли, и премьеры - все остается при нас в любую погоду. Зрителей хватает и на своих артистов, и на приезжих. Тем более что теперь трудно бывает отличить своих от чужих.

     Две недели выступал на сцене ТЮЗа Красноярский драматический театр им. А. С. Пушкина. Приехали всей труппой, с полноценной афишей, в первый раз за много лет. Рассказывают, что в дорогостоящем этом мероприятии помог губернатор Красноярского края Александр Лебедь выделил артистам специальный самолет. Что ж, пример, достойный подражания. Хотя известны пример (надо полагать, они остались в прошлом), когда старания начальства не были адекватны качеству спектаклей. На сей раз губернатор поставил на верную "лошадку". Средства на театр тратятся не впустую.

     Наши города издавна связаны театральными узами. Многие питерские актеры и режиссеры с нежностью вспоминают молодые годы, проведенные в Сибири. Дышалось им там свободнее, чем в столицах, экспериментировали вволю и были любимы зрителями, как нигде. В это верится легко. Сейчас, когда театром руководит ученик Г. А. Товстоногова Александр Бельский, здесь вновь собираются выпускники петербургской Академии театрального искусства. На гастрольной афише питерская публика прежде всего заприметила знакомые имена Сергея Ражука, Владимира Глазкова, Бориса Уварова, Гали Абайдулова┘ Спектакль "Калигула" собирал просвещенную публику, которая приходила посмотреть Александра Чередника, еще несколько лет назад выступавшего на сцене Молодежного театра и Театра Комедии.

     При этом успех гастролей решили не профессионалы (хотя среди них можно было встретить и таких почетных гостей, как Александр Сокуров), а нормальный, "широкий", зритель. И если на первых спектаклях в зале хватало свободных мест, то к финалу до отказа были забиты и малая, и большая сцены. Впрочем, это закон гастролей: беспроволочный телеграф, безотказно работающий в зрительской среде, всегда оповещает, стоит или не стоит идти на ту или иную приезжую труппу. Если прибыл хороший театр, к концу гастролей от публики отбоя нет.

     Чем же так привлекли красноярцы театралов? Вроде бы репертуар у них стандартный. Хотя┘ лучшим спектаклем знатоки признали композицию "ОдноврЕмЕнно" по пьесам и прозе абсолютно не стандартного Евгения Гришковца. Этого автора и у нас ценят, но молодой режиссер Алексей Крикливый, для которого постановка была дипломной работой, не посчитался ни с какими авторитетами и поставил свежий, живой, оригинальный спектакль. Что полностью совпало с нонконформистским характером писателя.

     Похоже, театр из Красноярска не боится крайностей. Наверное, так и должно быть, если хочешь быть интересен разной публике. И той, что приходит "культурно провести вечер". И той, что ищет новых мыслей, созвучия своим духовным устремлениям. Однако попытки совместить два этих полюса на территории одного спектакля оказываются менее успешными. Что и случилось, на мой взгляд, с "Калигулой". Интеллектуальную пьесу Альбера Камю режиссер Александр Бельский поставил со всем размахом, присущим спектаклям кассовым. Грандиозное действо, роскошные декорации и костюмы, римские термы в натуральную величину - все это пышно и богато и должно прийтись по сердце зрителям, которые любят костюмные спектакли с батальными сценами. Однако никакого отношения к Камю вся эта оперная позолота не имеет. Борьбу идей, если таковая обнаружена постановщиком, можно играть и в современном платье, и во внеисторических хитросплетениях. Однако с борьбой идей в спектакле как-то не заладилось. Поэтому зрителям пришлось довольствоваться созерцанием безукоризненных линий тела императора Калигулы в исполнении Александра Чередника. И прикидывать: сострадать герою или пусть себе мучается?.. Мешал и изрядный налет "виктюковщины", кажется, уже неизбежной в подобных случаях.

     Впрочем, и в этом спектакле было заметно, что уровень труппы выше коммерческого искусства. Актеры умудрялись естественно существовать в неестественных обстоятельствах превращения Камю в Верди. Временами казалось, что вот-вот грянет хор из "Аиды" или "Навуходоносора". Но обошлось исключительно балетом, солируя в котором, Александр Чередник сумел выразить драму Калигулы гораздо более выпукло и заразительно, чем на протяжении прочего действа.

     Вполне допускаю, что у красноярской публики спектакль пользуется бешеным успехом. Однако мне (да и большинству питерской аудитории, которая откровенно скучала на "Калигуле") ближе большая определенность режиссерских устремлений. Чистота жанра по нынешним временам ценится выше, пусть даже жанр используется низкий, как это было в "Хозяйке гостиницы" с ее откровенно площадными шутками. А уж когда дело доходит до таких сложных пьес, как "Кто боится Вирджинии Вулф" Эдварда Олби┘

     Мне довелось видеть не менее десятка интерпретаций этой драмы. Но доселе, кажется, пьеса не была столь глубоко и ясно прочитана. Режиссер Сергей Ражук (наш, питерский, тоже ученик Товстоногова, он более известен по ролям в фильмах Александра Сокурова) в трудных условиях малой сцены нашел стилистику, вроде бы простую, но на самом деле подвластную только мастерам высочайшего уровня. Здесь ничто не делается напоказ, многое говорится вполголоса, словно внутренний монолог. Актеры, как и персонажи, соблюдают высший пилотаж интеллектуальной игры, предпочитая полутона, переливы света и тени. Они разыгрывают шахматную партий между собой, внешне не проявляя ни малейшей заботы о зрителе. При этом выигрывает как раз публика, получая удовольствие от погружения в мир, только на первый взгляд далекий от нас. Можно храбро распевать песенку: "Нам не страшен серый волк", но кто измерит долю искренности людей, страшащихся одиночества и пасующих перед жизнью?..

     Каждые подобные гастроли становятся испытанием для артистов, посетивших город, "знакомый до слез". Но приезд гостей - это и урок для петербуржцев. Возникает много вопросов. Почему мало известны столичной публике такие актеры, как Галина Саламатова или Александр Истратьков, Виктор Лосьянов или Дмитри Корявин (можно назвать еще не менее десятка имен)?.. Почему не нашел себя на питерской сцене Александр Чередник? Почему наши театры не приглашают на постановки Сергея Ражука? Вообще-то ответ на все вопросы один: петербургская сцена предпочитает накатанный путь, известные, порой даже слишком, имена. Любая новация кажется рискованным предприятием. В свое время после гастролей Красноярского ТЮЗа город "открыл" для себя Геннадия Опоркова, Каму Гинкаса, Льва Стукалова. Может, и сейчас удастся хоть немного "прирасти Сибирью"?..

Елена Алексеева,
"Санкт-Петербургские ведомости", 18.07.2001, ╧131

Наверх

Касса театра работает с 10 до 19 ч с перерывом на обед с 14 до 15 ч
Начало спектаклей в 19 ч, в выходные дни - в 18 ч, для детей - в 11 ч
Справки по телефонам: 27-35-01, 27-87-42
Адрес театра: пр. Мира, 73
Адрес сайта: http://drama.krasnoyarsk.ru

Информационная поддержка - сеть Краснет